Изменение трудовых функций работника по инициативе работодателя

Изменение места работы и условий труда по инициативе работодателя

Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим .

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Ст. 74 ТК РФ. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

Пауза, возникшая при вступлении России в ВТО, предоставляет возможность переоценить пройденный страной путь к Всемирной торговой организации с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций десятилетней давности. Ведь основные протоколы по условиям присоединения к ВТО возникли до обнародования основных положений Стратегии-2020, а с ее утверждением многие прежние подходы просто устарели.

Заявку на присоединение к ВТО Россия подала еще в 1993 году, а реальные переговоры начались в 1995 году. Длительный переговорный процесс со всей очевидностью показывает, что главные игроки ВТО, в первую очередь Америка, не стремятся пускать Россию в эту организацию на приемлемых для России условиях. Им больше нравилась сырьевая Россия 90-х годов с открытым растущим российским рынком для их товаров и услуг. В структуре товарных ресурсов розничной торговли поступления по импорту уже составляют около 50 процентов, а в крупных городах этот показатель превышает 70 процентов.

За период «неприсоединения» к ВТО экономических потерь наша экономика не могла ощутить по той причине, что ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений. Надо ли говорить, что структура экспорта в эти годы не могла быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей из-за чрезмерной изношенности и отсталости мощностей.

В связи с этим возникают вполне естественные вопросы, а готова ли экономика страны к немедленному членству в ВТО?

Понятно, что речь прежде всего идет об условиях вступления. Здесь есть несколько существенных моментов. Во-первых, на пути к интеграции в мировую экономику недопустимо втянуться в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена. Показатели товарооборота говорят о возможности такого сценария. Более того, от нас продолжают настойчиво требовать снижения и даже полной ликвидации действующих экспортных таможенных пошлин. Это приведет к невосполнимым потерям бюджета и окончательно закрепит страну в качестве сырьевого придатка мировой экономики.

Во-вторых, обязательным условием для присоединения страны является приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. В целом эта работа выполнена. Но при этом партнеры по переговорам ограничивают наши усилия по изменению действующего законодательства, направленного на увеличение добавленной стоимости, развороту инновационной экономики.

Наша позиция по этому вопросу неизменна: мы будем формировать национальное законодательство, способное обеспечить реализацию Стратегии-2020 — стратегии инновационного прорыва.

В-третьих, отдельные секторы экономики недопустимо избыточно рассчитывают на предполагаемый постепенный переход от 1 года до 7 лет к выполнению согласованных условий приоткрытия российского рынка, способный в определенной мере позволить адаптировать отрасли к предстоящему членству в ВТО.

По экспертным данным, средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре превышает 10 процентов. Снижение их более чем в два раза (до 3-5% действующих в ВТО) больнее всего отразится на отечественном машиностроении. А по уровню его развития определяется конкурентоспособность национальной экономики. Это отрасль, обеспечивающая национальную безопасность и независимость страны. Поэтому, не дожидаясь старта, целесообразно иметь просчитанные сценарии вхождения в ВТО в отраслевых министерствах и агентствах, на каждом предприятии и организации.

В-четвертых, падение фондового рынка в августе 2008 года продемонстрировало слабость и неподготовленность нашей финансовой и банковской системы к функционированию в условиях ВТО. Немедленное вступление сохраняет большие риски по отмене финансовых мер поддержки отечественным товаропроизводителям, предусмотренных федеральным бюджетом на 2008-2010 годы.

В-пятых, требование о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, с учетом климатических особенностей России, обвалит конкурентоспособность российской промышленности, особенно энергоемкие отрасли — металлургию, химическую промышленность, а также экономику северных регионов страны.

И это лишь некоторые угрозы развивающейся российской экономики. Вывод: вступление в ВТО на предлагаемых нам условиях значительно сократит возможности реализации курса национального развития и возможности для маневра по модернизации экономики. Развитие инновационной экономики будет ограничено как обязательными нормами ВТО, так и принятыми за 13-летний период условиями присоединения России.

Сегодня становится ясно, что в ближайший год мы не присоединимся к ВТО. Что дальше? Нам не следует поддерживать политизацию этого процесса, а споры о целесообразности вступления России в ВТО необходимо перевести в область подготовки и реализации программ для отраслей и регионов к работе в условиях глобализации мировой экономики.

Работодатель меняет место работы сотрудника в другой город

Необходимо взять паузу и переосмыслить наши условия вступления в ВТО на соответствие их стратегическому плану национального развития.

Основные протоколы по условиям присоединения к ВТО возникли до обнародования основных положений Стратегии-2020, а с ее утверждением многие прежние подходы просто устарели. Надо иметь в виду, что в ближайшем будущем наш экспорт технологий и других нематериальных активов превысит экспорт сырья, что мы поставили цель занять 5-10 процентов на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 секторах мировой экономики. При этом, естественно, необходимо пересмотреть «побочные» соглашения, которые мы подписали и выполняем в одностороннем порядке, не получая взамен ожидаемых выгод от вступления в ВТО. До момента вступления в ВТО важно развивать двусторонние торговые отношения. Продолжить нашу интеграцию в мировую экономику по другим имеющимся каналам.

А пауза, возникшая в отношениях с ВТО, будет использована российской экономикой для подготовки к вступлению в эту организацию на более выгодных для России условиях.

Российская Газета

>Изменение места работы по инициативе работодателя

Обязанности работодателя: улучшение условий труда работников

Трудовым законодательством предусмотрено, что работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков. В целях реализации данной нормы Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н <1> утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Какие это мероприятия? Каковы источники их финансирования? К какой ответственности можно привлечь работодателей, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права? Об этом пойдет речь в статье.

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2012 N 23513.

На работодателей возлагается обязанность организовать труд работников и создать им нормальные условия труда. Что такое нормальные условия труда? Обратимся к ст. 163 «Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки» ТК РФ. В данной статье говорится, что к нормальным условиям, в частности, относятся:

  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Названные условия в определенной степени конкретизируют обязанности работодателя по обеспечению безопасности труда и предоставлению работникам оборудования, инструментов, технической документации и иных средств, необходимых для исполнения трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ).

Трудовое законодательство о праве работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, установлено ст. 219 ТК РФ. Согласно данной статье каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законодательством <2>;
  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства;
  • обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
  • компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

<2> Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, определены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

К сведению. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Статьей 220 ТК РФ предусмотрены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В частности, установлено, что условия труда, определенные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Обратите внимание!

Как оформить изменение места работы сотрудника?

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Следует помнить, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Так, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 143 УК РФ установлено, что нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Что касается гражданско-правового законодательства, общие основания ответственности за причинение вреда установлены ст. 1064 ГК РФ.

Источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, финансирование таких мероприятий может осуществляться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Обратите внимание! Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Мероприятия, включенные в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Следует отметить, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяет работодатель исходя из специфики его деятельности.

В Типовой перечень включены следующие мероприятия:

  1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.

К сведению. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

  1. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
  2. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
  3. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
  4. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
  5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  6. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.
  7. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
  8. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
  9. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
  10. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
  11. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.
  12. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
  13. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).
  14. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
  15. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствие с действующими нормами.
  16. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
  17. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
  18. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

К сведению. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

  1. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
  2. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
  3. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

К сведению. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

  1. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
  2. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
  3. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

К сведению. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

  1. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
  2. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
  3. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
  4. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
  5. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
  6. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Почему мы уделили такое пристальное внимание утвержденному Перечню мероприятий? Во-первых, обязанность работодателя по созданию нормальных условий труда для работников предусмотрена трудовым законодательством. Последствием несоблюдения требований закона может стать привлечение виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной. Во-вторых, приведенный Типовой перечень поможет при разработке перечня мероприятий для конкретного предприятия исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности. В-третьих, наличие нормативного документа облегчит работу по обоснованию расходов в целях признания их при налогообложении прибыли.

И.Ю.Колосова

Эксперт журнала

«Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Оставьте комментарий