Когда утверждается учетная политика

Сроки утверждения учетной политики

Поиск Лекций

⇐ Предыдущая1234

Для уже существующих организаций Для вновь созданных организаций
Не позднее 31 декабря текущего года До первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица
Применяется с 1 января следующего года. Применяется со дня государственной регистрации юридического лица

Учетная политика применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

— изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, которые предполагают более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

— существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Изменение учетной политике должно быть обосновано, оформляться соответствующими документами и вводится с 1 января следующего года.

Бухгалтерская отчетность организации

Бухгалтерская отчетность – это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 2 п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).

При составлении бухгалтерской отчетности организацией должны быть соблюдены следующие правила.

1. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке (п. 15 ПБУ 4/99).

2. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте РФ (в рублях) (ч. 7 ст.13акона № 402-ФЗ, п. 16 ПБУ 4/99).

3. Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.

4. В бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

5. Если значение какого-либо числового показателя отсутствует, то в строке (графе) типовой формы ставится прочерк (п. 11 ПБУ 4/99).

6. Вычитаемый показатель или показатель, имеющий отрицательное значение, указывается в круглых скобках (примечание 7 к форме Бухгалтерского баланса (Приложение N 1 к Приказу N 66н)).

7. Статьи бухгалтерской отчетности оцениваются по правилам, установленным соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. При оценке статей отчетности организация обязана обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных п. п. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (п. п. 32,36 ПБУ 4/99).

8. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (п. 35 ПБУ 4/99).

9. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (п. 34 ПБУ 4/99).

10. Данные бухгалтерской отчетности за отчетный период должны быть сопоставимы с данными за предшествующие отчетные периоды (п. 6.4. Концепции, п. 10 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций (кроме страховых и кредитных) включает:

— Бухгалтерский баланс;

— Отчет о финансовых результатах;

— Отчет об изменениях капитала;

— Отчет о движении денежных средств;

— иные приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, п. п. 5, 28 ПБУ 4/99).

Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, иные приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах являются Пояснениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах и представляются в составе годовой бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность составляется и представляется по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. При этом детализацию показателей по статьям отчетов организации определяют самостоятельно (п. 3 Приказа № 66н).

В случае отсутствия у организации числовых данных по активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям соответствующие строки (графы) в типовых формах прочеркиваются (п. 11 ПБУ 4/99).

В формах представляемой бухгалтерской отчетности обязательно наличие следующих данных (п. 14 ПБУ 4/99, Приложения № № 1, 2 к Приказу Минфина России № 66н):

— наименование формы бухгалтерской отчетности;

— указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность.

— полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным);

— организационно-правовая форма/форма собственности (код по ОКОПФ и код по ОКФС);

— единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. — код по ОКЕИ 384; млн руб. — код по ОКЕИ 385).

— местонахождение (адрес) (указывается в форме Бухгалтерского баланса);

— дата подписания.

⇐ Предыдущая1234

Рекомендуемые страницы:

Учётная политика

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/2008 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

  • допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
  • допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;
  • допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);
  • требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бо́льшую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Следует заметить, что присутствие в Законе N 129-ФЗ нормы о том, что первичный учётный документ является основой бухгалтерского учёта, не отвечало требованию приоритета содержания перед формой.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Важным новшеством является отсутствие в нём требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учётной документации, утверждённых Госкомстатом РФ.

Теперь используемые в организации формы первичных документов утверждает её руководитель.

Принятая во вновь созданной организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

  • изменилось законодательство
  • вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта
  • происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ
  • Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

  1. Рабочий план счетов.
  2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.
  3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.
  4. Способ начисления амортизации :
    • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  5. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:
    • по средней себестоимости; по себестоимости единицы запасов; ФИФО.
  6. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:
    • в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;
  7. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:
    • по покупным ценам (без учёта наценки);
  8. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:
    • доходы от обычных видов деятельности;
  9. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):
    • по мере готовности работы, услуги, продукции;
  10. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:
    • как материалы.

Учётная политика для целей налогового учёта

Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

  1. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:
    • метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;
    • кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.
  2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:
    • по стоимости единицы запасов (товара);
    • по средней стоимости;
    • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Федеральным законом № 81-ФЗ от 20.04.2014 метод ЛИФО исключён из правил налогообложения.

  1. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:
  • линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  • нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

  1. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:
  • резерв по сомнительным долгам;
  • резерв по гарантийному ремонту;
  • резерв по ремонту основных средств;
  • резерв на оплату отпусков и вознаграждений;
  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
  • Метод исчисления налога на добавленную стоимость:
    • «по отгрузке» — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;
    • «по оплате» — по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.
  • Кто должен разрабатывать

    Ответственность за формирование учетной политики организации несет непосредственно главный бухгалтер учреждения. Руководитель же отвечает за сам процесс организации бухучета, за соблюдение норм и правил действующего законодательства при исполнении финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (ст. 6 402-ФЗ от 06.12.2011).

    Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

    ВАЖНО! Ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий разработку УП для предприятий, — это положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008.

    УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.

    Оставьте комментарий