Кризисы подросткового возраста

Психологические проблемы подросткового возраста

Какие бывают проблемы в этом возрасте? Учеными доказано, что около 20% подростков испытывают специфические психические симптомы. К таковым относятся: депрессия, нарушения характера питания и т. п. Но эти трудности могут постепенно пройти. Не дают повода для беспокойства следующие факторы: беспорядок в комнате, уход от общения, причудливая одежда или прическа, идеализация, перемены в настроении. Родителей должно побеспокоить, если ребенок прогуливает школьные занятия, резко снизилась успеваемость, отдаление от друзей. В случае выявления этих факторов обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Подростковый период один из самых сложных в жизни, как ребенка, так и его родителей. Будьте внимательны к своим детям. Не ругайте и не боритесь с ними, а просто помогите найти нужный путь в жизни!

Оцените, пожалуйста, статью

Подростковый возраст, по общепринятой методологии, занимает период с 10-11 до 15-16 лет. В этом возрасте с подрастающим человеком происходят важные изменения, влияющие на поведение подростка:

  • появление чувства взрослости, проявляется в желании казаться и поступать, как взрослый;
  • формирование личностной автономии и самоутверждения. Это проявляется в желании самостоятельно принимать решения, иметь собственные мечты, личное мнение.

Изменения происходят очень быстро, к ним не успевают приспособиться как близкое окружение подростков, так и они сами. Возникающий конфликт протекает в качестве двух типов кризиса, которые имеют разные признаки протекания.

Как воспитывать такого подростка

  • изменить стиль воспитания, который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
  • нельзя слишком жестко контролировать, требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
  • проявлять доверие к действиям подростка, позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
  • нельзя решать все проблемы за подростка, нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
  • не ограничивать подростка от работы. У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.

В целом, нужно стараться не передавить, не сломить волю, чтобы подросток вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Кризис независимости

В основном, все наслышаны о бурном проявлении этого типа кризиса. Это благоприятный, нормальный и нужный для развития подростка вариант. Однако его проявления очень пугают родителей.

Ярко протекает негативизм подростка. Он выражается в отрицании подростком прежних требований, протестных реакциях, обесценивании взрослых. Если негативизм протекает открыто, то выражается в активном протестном поведении подростка. Он начинает проявлять своеволие, упрямство, строптивость, хулиганство, он может бороться против прежних авторитетных для него людей. Если скрыто, то подросток проявляет недоверие к близким людям, доверяя негативные мысли дневнику.

  • Ревнивое отношение к собственности. Подросток просит оставить ему жизненное пространство, не трогать его вещи, стол, проверять его шкаф или заходить в его комнату.
  • Личные мысли, мечты и фантазии, которые подросток бережливо скрывает от родителей и других взрослых.
  • Склонность пристрастно анализировать окружающих людей, прежде всего, собственных родителей, при этом, не умея объективно оценивать самого себя.
  • Начинает подражать поведению взрослых людей, чтобы быть на них внешне похожим. Например, такое сходство подростку могут дарить употребление алкоголя, одежда известных брендов, ненормативная или особая лексика, «взрослый» флирт, развлечения, яркий макияж.
  • Возникают депрессивные реакции, проявляющиеся в переживаниях пустоты, безразличии, ощущении, что период детства прошел, а взрослым еще предстоит стать; подросток может считать, что не справляется со своими задачами и что связь с родителями теряется.

Подросток стремится войти в интересную для него группу, проявляет зависимость от мнения компании, подчинение ей, при этом стремится к независимости от родителей.

  • Придирчивая оценка собственной внешности. Подросток нуждается в позитивном восприятии окружающими того, как он выглядит. В противном случае у подростков могут возникнуть проблемы в поведении, замкнутость, нежелание посещать школу.
  • У развитых умственно подростков может возникнуть явление интеллектуализации, скрывающей беспокойство. Это проявляется в погруженности в оторванные от реальной жизни философские и абстрактные рассуждения.
  • Учеба дается сложнее, снижается успеваемость, теряется желание учиться, интерес смещается к жизни вне школы.
  • Суицидальное поведение. Это может быть как опасное для жизни поведение и крайний риск, демонстративные угрозы покончить с собой, так и реальные попытки самоубийства. Чаще всего такое поведение говорит о травматичных событиях в жизни подростка, о которых он не может рассказать взрослым, а также о семейных проблемах.

Как правильно воспитывать такого подростка

Предоставьте ребенку некоторую независимость, личное пространство, при этом, сохранив ответственность и семейные обязанности. Договоритесь о соблюдении семейных правил. Например: «в нашей семье не принято ругаться, мы все проблемы обсуждаем спокойно». Вводимые правила должны распространяться на всех членов семьи, включая родителей. Подростки чувствительны к лицемерию.

  • Установите четкие рамки и ограничения в поведении подростка. Это необходимо, чтобы подросток в будущем не мог причинить себе вред, не зная границ, а также, чтобы он был готов к ситуациям отказа его желаниям в жизни. Свободу нужно предоставлять в соответствии с возрастанием ответственности подростка, чтобы они росли пропорционально.
  • Отношение подростка к себе прямо переноситься на отношение к другим. Поэтому нужно проявлять к подростку любовь, говорить и показывать, что он умный, хороший, красивый, порядочный. Нужно чаще хвалить подростка, за то, что он хорошо умеет делать.
  • Нельзя негативно сравнивать подростка с кем- либо, высмеивать его мнение и интересы, критиковать внешность и проявлять агрессию при непонимании.
  • Запретите себе критику его друзей, их общение и общие интересы, и тем более категорично запрещать общаться с кем либо. Это вызовет реакцию сопротивления.

Если вы хотите повлиять на круг общения подростка, то сделайте это опосредованно: через выбор школы, своих знакомых семьи с детьми – сверстниками.

  • Выделяйте каждый день 10-15 минут для диалога. Разговаривайте с подростком, будто это просто знакомый человек. Вместо критики и поучений, постарайтесь вдохновить подростка на решение проблем, ободрить его.
  • Постарайтесь чаще советоваться, спрашивать и выслушивать его мнение.
  • Учитывайте мнение подростка в делах семьи, которые его касаются: обсудите вместе ремонт или перестановка мебели в его комнате, как он хочет отметить день рождения, в какие кружки или секции он хочет записаться.
  • Привлекайте к обязанностям по уборке квартиры и прочим вопросам. Введите правила в традицию. Например, проводите уборку каждую пятницу.

Если подросток активно сопротивляется что-то делать, постарайтесь договориться с ним, предложив альтернативу. Например, предложите выбор между временем подготовки уроков или пробежек. Или разрешите слушать любимую музыку, но ограничьте время прихода домой или выполнения домашнего задания.

  • Введите в традицию приятные общесемейные мероприятия: просмотр кино, поход раз в месяц в ресторан, занятия спортом.
  • Территория, которая принадлежит ребенку: место в шкафу, комната или ее уголок. На личное пространство никто не должен посягать.
  • Все ссоры решайте спокойно. Обязательно контролируйте свои эмоции, так как негативное поведение родителей усугубит конфликт. Говорите о проблеме только тогда, когда успокоится сам подросток, так как в плохом самочувствии он себя будет дурно вести.
  • Старайтесь показывать подростку наглядный пример хорошего общения, крепкой счастливой семьи, доверительных отношений. Личный пример воспитывает лучше всего.
  • Поддерживайте его желание принимать решения, обсуждайте планы ребенка и помогайте их осуществить. Проявляйте уважение даже к тем планам, которые не кажутся вам рациональными, главное, чтобы он научился не бросать дела на полпути, а добивался поставленных целей.

Проявляйте к подростку внимание и уважение, и тогда он будет проявлять их к окружающим людям и к самому себе.

Основные характеристики младшего подросткового возраста

24.01.2013 30123

Подростковый возраст у разных авторов рассматривается по- разному: во-первых, как неделимый этап развития (10-15 лет), во-вторых, как возрастной этап поделенный на два периода — младший подростковый (10-12 лет) и собственно подростковый (12-14), и, в-третьих, выделяют также период отрочества, состоящий из трех периодов — младший подростковый (10-11 лет), средний подростковый (11-12 лет) и начало старшего подросткового возраста (12-14 лет).

К.Н.Поливанова (2000, с. 75) указывает, что «описание и анализ предподросткового кризиса представляет собой наиболее сложную проблему, дело в том, что в рамках культурно-исторической теории разными авторами подростковый возраст понимается по-разному».

Так, и Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин в периодизациях рассматривают подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к подростковому, что дает основание другим исследователям назвать его «предподростковым».

В исследовании приняли участие младшие подростки 11-12 лет, что соответствует их обучению в 6 классе средней общеобразовательной школы. Это такой класс и, соответственно, возраст, когда младшие подростки уже не испытывают (в своем большинстве) трудностей, связанных с адаптацией к обучению в средний школе, с привыканием новым учителям, к новым более сложным программам обучения и пр.

В психическом развитии детей младшего подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Эти изменения касаются разных сторон развития и проявляются в поведении рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию (Практическая психология образования, 2004).

«Под влиянием полового созревания происходят резкие изменения в строении и жизнедеятельности организма подростка. Это качается роста, веса, строения костяка, физиологических функций внутренних органов, изменений высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики» (Якобсон П.М., 1998, с. 118).

Однако подростковый возраст отличается значительной асинхронностью развития как на интериндивидуальном, так и интраиндивидуальном уровнях. Этот возраст предполагает значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация).

«Девочки любой возрастной группы проявляют большие признаки зрелости, чем мальчики, в отношении физического (полоопределяющего) статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов» (Либин А.В., 2001, с. 277).

П.М.Якобсон указывает, что в этом возрасте » при большом росте жизненных сил у подростка мы наблюдаем одновременно и повышенную его утомляемость. Это влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростка, когда проявляются и утомляемость, и повышенная возбудимость, и раздражительность» (1998, с. 119).

В этом возрасте работе нервной системы свойственно то, что «Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям Условное торможение, особенно дифференцировочное, ослабевает. Это объясняется повышенной возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса торможения и как следствие иррадиацией возбуждения». (Смирнов В.М., 2000, с. 389).

Половое созревание или пубертат пробуждает в подростке и новые интересы: «Новые органические ощущения у подростка, невольно появившийся интерес к существу другого пола, а также больший или меньший интерес ко всему тому, что имеет какое-то отношение к проблемам пола, приводит к тому, что на некоторые явления жизни он начинает смотреть иными глазами и у него появляется эмоционально-заинтересованное отношение к тому, что раньше школьника оставляло в значительной степени безразличным» (Якобсон П.М., 1998, с. 119).

Это сказывается на особенностях поведения подростка и обнаруживает те достоинства или недостатки его личности, которые успели сформироваться к этому возрасту. Л.И.Божович: «в этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность — половое влечение Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает доминирующего положения» (Божович Л.И., 1979, с. 24).

В связи с перечисленными выше изменениями и половая идентификация, проявляющаяся в ориентации поведения, в проявлении личностных качеств на образцы мужественности и женственности, достигает нового, более высокого уровня (И.Ю.Кулагина, 2001).

О.В.Романова (2002, с. 11) отмечает, что «в основе выбора идеала, его осознания всегда лежат мотивы выбора. Доминирующим мотивом выбора идеала у подростков является стремление подражать идеалу, вести себя так, как он». Ею отмечается, что наиболее ценными для подростков представляются такие качества, как доброта, честность, ум, чувство юмора, отзывчивость, доброжелательность; непривлекательными — злобность, жестокость, нечестность, лживость, тупость, глупость, зависть, жадность.

В младшем подростковом возрасте начинает складываться структура личностной идентичности, на которую особое влияние оказывают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы (Практическая психология образования, 2004).

Изменения, связанные с пубертатом, изменение социальной ситуации развития, новые интересы и потребности и др. обусловливают, при определенных условиях, протекание этого возрастного периода как кризисного.

Ряд авторов (Л.С.Выготский, 2000; Л.И.Божович, 1964; Леонтьев, 1983; Драгунова, 1977; и др.) полагает, что характерные формы протекания подросткового кризиса, выражаемые в активном завоевании новой позиции и естественное противопоставление себя взрослым, проверка своих сил в преодолении запретов, накладываемых взрослыми, удовлетворение потребности в самоутверждении и через это узнавание себя, своих возможностей играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Отсутствие возможности реализовать все это может привести к закреплению инфантильной позиции ребенка на долгие годы.

«Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает так много актуальных действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка очень трудно» (Л.И.Божович, 1995, с. 229).

Применительно к преодолению жизненных трудностей этот возрастной кризис важен тем, что подросток формирует способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с возникающими проблемами.

Но ряд авторов (Раттер М., 1987; Элъконин Д.Б., 1989; Кле М., 1990; Ремшмидт X., 1994; и др.) утверждают, что возможно и бескризисное протекание этого периода. В противном случае, кризис возникает в результе неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам и того, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами.

«Лакмусовой бумажкой» возможности бескризисного протекания подросткового возраста или, напротив, наличия его, является адекватное или неадекватное реагирование взрослых на амбивалентное отношение подростка к ним.

Если рассматривать подростковый возраст как кризисный, то в соответствии с возрастными особенностями кризис независимости будет отличаться такими требованиями подростка как, например, как не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное — «не лезть ему в душу». «Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира — вот та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других». Подросток делает шаг вперед, не желая жить по старым правилам и нормам. Кризис зависимости, напротив, протекая в форме чрезмерного послушания, зависимости от старших, остановке на старых интересах, особенностях поведения, возвращает подростка в старую систему отношений, гарантирующую эмоциональное благополучие, но не развивающего его как личность (Практическая психология образования, 2004, с. 377). Исследователи отмечают, что возможно и одновременное присутствие и кризиса независимости, и кризиса зависимости в протекании подросткового кризиса.

Для максимально эффективного взаимодействия с подростками, по мнению К.Н.Поливановой (2000, с. 176-177), нужно учитывать следующее обстоятельство: «Подростковый возраст — время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой — проектной формой деятельности подростков».

Эта идея представляется очень плодотворной и в связи с разрабатываемой нами проблемой.

Необходимо отдельно упомянуть о развитии таких познавательных процессов: логическая память, формирование абстрактного, теоретического мышления, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, дискурсивное (рассуждающее) мышление умение соотносить теорию и практику, проверять умозаключения практическими действиями, развитие умения выдвигать гипотезы и проверять их, появление рефлексии, которая позволяет развиваться новому уровню самосознания.

В 11-12 лет происходит переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому и от непосредственной памяти к памяти логической.

В работе «От логики ребенка к логике взрослого» Инельдер и Пиаже (1955) описали серию новообразований, обогащающих когнитивное развитие подростка в 11-12 лет и делающих возможным переход к более сложной логике, получающей свое развитие в отрочестве (12-15 лет). Эта новая форма интеллектуального равновесия характеризуется способностью к гипотетико-дедуктивному мышлению, что сопровождается появлением двух структур: освоением комбинаторного анализа и переходом к более сложным формам обратимости суждений (Цит. по Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. — М., 1991 с.86-87).

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления (Практическая психология образования, 2004, с.416).

Дж.Х,Флейвелл (1967), анализируя возрастную периодизацию относительно стадий развития интеллекта Ж.Пиаже отмечал, что этому возрасту присуща последняя форма детского эгоцентризма, поэтому в мышлении подростка только возможное и действительное меняются местами: собственные представления, умозаключения становятся для подростка более реальными, чем то, что происходит в действительности, сталкиваясь с новыми возможностями познавательной деятельности, эгоцентризм усиливается и принимает форму «наивного идеализма, склонному к неумеренному увлечению реформами и переустройством мира и отличающегося совершенной уверенностью в действенности своего мышления в сочетании с рыцарским пренебрежением к практическим препятствиям, которые могут встретить выдвигаемые им предложения» (Дж.Х.Флейвелл, 1967, с.297).

Период 11-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов.

По сравнению с младшими школьниками и старшими подростками младшие подростки 11-12 лет переживают своеобразный «пик любознательности», а исследовательская активность в форме вопросов максимальна по объему, широте и глубине. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что подростки отличаются высокой любознательностью, и по своему содержанию, и по интенсивности носящей «взрывной» характер, так как резко расширяются рамки любознательности, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени (вопросы, обращенные в прошлое и будущее), за пределы нашей планеты и нашего познания мира. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл (Развитие творческой активности, 1991, с. 27).

И-12-летние школьники обладают поверхностной, «разбрасывающейся» любознательностью. Подростковая любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к миру за пределами школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В 11-12 лет наиболее часто встречается так называемая безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает для подростка сверхценный характер, становится чрезмерным. «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, по сути, любые мотивы и потребности подростка (Практическая психология образования, 2004, с. 417).

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения, которая может воплощаться как в творческом проявлении себя подростком, так и в процессе фантазирования (И.Ю.Кулагина, 2001) «Фактически, когнитивное развитие, а, следовательно, и рост интеллекта включает в себя как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти два процесса взаимосвязаны. Решение проблем происходит более эффективно в том случае, когда у человека имеется больший запас соответствующей информации. У людей, владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний» (Г.Крайг, 2000, с. 589). Это обстоятельство представляется очень значимым для разрабатываемой нами проблематики. Достижения в развитии познавательной сферы предоставляет младшему подростку более совершенные возможности в процессе когнитивного оценивания.

«Ребенок примеривает свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуаций: начинает критиковать и анализировать реальную жизнь, прежде всего, жизнь семьи, близких, родителей, учителей» (К.Н.Поливанова, 2000, с. 165).

«Формирование воли в 11-12 летнем возрасте не является главной задачей развития, но ее формирование в 12-14-летнем возрасте эффективно осуществляется в русле овладения способами совладающего поведения или coping. Необходимо формировать качества и умения, которые позволяющие не только справляться с возникающими трудностями, но чувствовать при этом личностный рост. (Ремшмидт X., 1994).

В подростковом возрасте необходимо как можно более полно реализуя возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что обязательно для полноценного перехода к взрослости.

Особенно важным для эффективного совладающего поведения являются такие личностные ресурсы, как Я-концепция, включающая самооценку и отношение к себе, Эти ресурсы являются очень важными для развития младшего подростка.

Р. П. Ефимкина. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— Оглавление —

КРИЗИС 13-ти ЛЕТ

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле.

В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития . Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подрост-ка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций вряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
  2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
(13 – 16 лет)

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

Половое созревание

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период «пустыней отрочества».

Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками . Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Основные новообразования

Формирование «Мы»-концепции

Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

  1. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.
  2. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
  3. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
  4. Внешний облик и манера одеваться.

Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. «Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный». Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

  1. Эмоциональное отвержение . Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
  2. Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
  3. Авторитарный контроль . Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
  4. Потворствующее невмешательство . Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание , когда нет превосходства взрослого.

Аномалии личностного развития подростков

Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные . Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Литература

  1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.– М., 1991.
  2. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.– М., 1988.
  3. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).– М., 1991.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности.– М., 1989.
  5. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.– М., 1990.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.– М., 1983.
  7. Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.
  8. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.
  9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.– М., 1990.
  10. Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.
  11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
  12. Снайдер Д. Курс выживания для подростков.– Екатеринбург, 1992.
  13. Цукерман Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей. // Знание – сила – 1995 – №5.
  14. Ячевский А. На пути к зрелости.– М., 1992.

К HАЧАЛУ БиблиотекаПросмотров: 2009
Категория: Библиотека » Возрастная психология
Другие новости по теме:

  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Послесловие После выхода книги Драма одаренного ребенка прошло
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I I ПРЕЗРЕНИЕ КАК ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ К
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I I ДЕПРЕССИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ 150
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | I. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА, ИЛИ КАК СТАНОВЯТСЯ ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ
  • А. Миллер. ДРАМА ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И ПОИСК СОБСТВЕННОГО Я | Обращение редактора к читателям Ну вот, 150 возможно
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • C. и К. Гроф (ред.) ДУХОВНЫЙ КРИЗИС | Часть Четвертая ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМ ДУХОВНЫЙ КРИЗИС Кристина
  • C. и К. Гроф (ред.) ДУХОВНЫЙ КРИЗИС | Хольгер Кальвайт КОГДА БЕЗУМИЕ БЛАГОСЛОВЕННО: ПОСЛАНИЕ ШАМАНИЗМА Moе
  • C. и К. Гроф (ред.) ДУХОВНЫЙ КРИЗИС | Брюс Грейсон, Барбара Харрис КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ОКОЛОСМЕРТНЫЙ
  • C. и К. Гроф (ред.) ДУХОВНЫЙ КРИЗИС | Пол Ребилло ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ: РИТУАЛИЗАЦИЯ МИСТЕРИИ Герой отважно
  • Р. П. Ефимкина. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Оставьте комментарий