Оборудование для сенсорных комнат

Сенсорная комната: типы и назначение

Понятие “сенсорная комната” впервые было введено Марией Монтессори (итальянский врач, ученый, педагог). С точки зрения Монтессори — это среда, насыщенная автодидактически материалом для занятий детей.

Сама же идея искусственной стимуляции восприятия в специально созданной среде зародилась в Голландии более 40 лет назад.

Сенсорная комната психологической разгрузки предназначена для релаксации, наполнения энергией, обучения, развития и может стать отличным инструментом для пробуждения чувств путем действий и экспериментов. В зависимости от методологии, может применяться для стимуляции и развития детей, в т.ч. с аутизмом, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, а также с теми, чья профессия связана с высокой нервной или умственной нагрузкой.

Возможна работа в двух направлениях — используя непрямую терапию, во время которой терапевт/методист только наблюдает за пациентом, или прямое воздействие, когда специалист направляет действия пациента.

Несколько десятилетий комнаты психологической разгрузки используются психологами для снятия стресса и психологических травм у взрослых, для обучения и лечения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.

Содержание:

  • Сенсорная комната в детском саду
  • Типы сенсорных комнат
  • Светлая сенсорная комната
  • Темная сенсорная комната
  • Оборудование для сенсорной комнаты
  • Сенсорная комната игр/приключений
  • Сенсорная комната для взрослых

Сенсорная комната в детском саду и школе

Нужна ли сенсорная комната в школе или ДОУ для обычных детей? Так ли она необходима детям, посещающим детский сад и еще не знающим слова “стресс”?

Для того, чтобы аргументировать положительный ответ на этот вопрос, рассмотрим используемое оборудование и чем оно может помочь детям.

Простейшая сенсорная комната в детском саду — это помещение с сухим бассейном, воздушно пузырьковыми трубками, мягким или тактильным оборудованием. “Купание” в разноцветных шариках бассейна помогает развивать моторику и улучшать реакцию, снимать излишнюю эмоциональность. Положительное действие оказывается сразу на несколько важнейших органов.

  • Вестибулярный аппарат: хаотичные перемещения шариков при движениях ребенка создают эффект средний между плаванием и состоянием невесомости. Попытки удержать равновесие развивают скорость реакции и устойчивость.
  • Зрение: плавно меняющаяся интенсивность освещения и смена цветов помогают выработать безболезненную реакцию глаз на меняющуюся интенсивность освещения.
  • Слух: тихая приятная мелодия снизит влияние обычного шумового фона, научит различать чуть заметные оттенки звука.
  • Тактильные ощущения: при игре в бассейне, шарики будут мягко массировать активные точки на коже, стимулируя их и улучшая восприятие прикосновений к предметам.

В последние годы сенсорная комната в кабинете психолога являются неотъемлемой частью при работе с детьми-инвалидами, аутистами и с проблемами адаптации в большом коллективе.

Занятия направлены на достижение баланса системы чувств человека. Лечение детей-инвалидов и с диагнозом “аутизм” включает:

  • ароматерапию
  • светотерапию
  • звукотерапию
  • сенсорную интеграцию
  • релаксацию

Приглушенный свет создает атмосферу частичной изолированности от окружающих и привыкание к совместным играм проходит быстрее.

Тактильные или интерактивные панели, установленные в комнате, помогут пробудить интерес даже у самых пассивных малышей и сделать процесс обучения незаметным и желанным. У детей быстрее развивается воображение, улучшается память.

Благодаря занятиям в сенсорной комнате релаксации у детей с диагнозом “аутизм” появляется интерес к исследовательской деятельности, развивается мелкая моторика, корректируются нарушения движения и возникает положительный эмоциональный фон.

Школьникам комнаты психологической разгрузки с фиброоптическими изделиями помогут снять напряжение и создадут в помещении одновременно расслабляющую и праздничную обстановку. Эмоциональное состояние ребенка после занятий улучшается, и он снова готов сконцентрировать все внимание на занятиях.

Можно сделать вывод, что сенсорная комната в детском саду или школе, это не роскошь, а необходимость. Она поможет детям:

  • снизить утомляемость, а значит, сохранить интерес к обучению и развитию;
  • предотвратить вероятность появления страхов или агрессивности;
  • проявить пока еще скрытые способности;
  • развить музыкальный слух и восприятие цветов

Консультация для педагогов «Что такое сенсорная комната?»

Колесникова Людмила Юрьевна – Учитель — логопед МАДОУ Городского округа Балашиха Детский сад №2 «Непоседы» г. Балашиха, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 11.02.2017г.

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Что такое сенсорная комната?»

Актуальность.

Актуальность занятий в сенсорной комнате заключается в:

— — развитии сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом;

— — снятии тревожных состояний;

— — развитии всех форм чувствительности.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья в условиях мультисенсорной среды.

Задачи:

— профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

— создание положительного эмоционального состояния;

— формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

— облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

— формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;

— развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Занятие в сенсорной комнате.

Занятия в сенсорной комнате проходят в виде игры.
Занятия проводятся индивидуально или с группой детей 1-2 раза в неделю.

Продолжительность занятий может варьировать от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей и поставленных задач.
Занятие проводится специалистом, который для решения поставленных задач дозированно подбирает сенсорные стимулы с учётом контингента участвующих в занятии детей, психического состояния и особенностей каждого ребёнка.

В использовании сенсорных стимулов имеются ограничения, например, для ребёнка с эпилепсией не используются вращающийся цветовой шар и ритмическая музыка, для детей с повышенной возбудимостью не рекомендуются использовать возбуждающие стимулы, для тревожных детей не желательны резкие переходы.

Мультисенсорное оборудование сенсорной комнаты.

Сухой (шариковый) бассейн.

Бассейн оказывает оздоровительное воздействие. Шарики в «сухом» бассейне – это своеобразные массажёры для тела. Слегка затрудняя передвижение, они создают физическую нагрузку и считаются хорошим тренажёром для опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Интерактивные воздушно пузырьковые колонны.

Они сочетают в себе как внешний эффект, так и множество полезных функций — это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений (держась руками за трубку Вы ощутите приятную легкую вибрацию). Расположенные за колоннами акриловые зеркала значительно усиливают визуальный эффект.

Тактильная панель.

В тактильной панели с декоративными элементами совмещено множество тактильных предметов различных цветов, форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани, металла, пластика. Панель развивает осязательные навыки, идеальна для людей с ослабленным зрением.

Кресло пуф с гранулами.

Удобное сидение, наполненное полистирольными гранулами, которые служат идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.

Фибероптический «Сухой душ».

Сухой душ («уголок уединения») Ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей. Сухой душ может использоваться как один из ритуалов перед началом работы с детьми. Он позволяет ребенку «смыть» с себя то, то ему не нравится, в себе, то что вызывает у него отрицательные эмоции, обиды, переживания. Под сухим душем можно избавится от страхов, от злости, от неуверенности в себе.

Стол для рисования песком с подсветкой.

Песок – это медитативный расслабляющий материал, приятный на ощупь, он обладает уникальной способностью гармонизировать состояние человека. Занятия рисованием песком благотворно действуют на легко возбудимых и гиперактивных детей, в результате чего те получают необходимые навыки общения в социуме, вырабатывают позитивное отношение к себе и окружающим, что является прекрасным средством для развития ребенка. Рисование песком — открывает для ребенка новый волшебный мир и становится сильным фактором для развития его художественно-эстетического восприятия. Раз за разом ребенок погружает в него руки и создает рисунки из песка, затем стирает его и создает новый. Этот творческий процесс способствует снятию напряжения, избавлению от страхов, стрессов и переживаний. Во время рисования песком можно легко и быстро заменять неинтересные сюжеты новыми, в результате чего уходит неуверенность, страх ошибок и сомнения. При прикосновении пальцев с песком происходит посыл сигналов в мозг через нервные окончания, что стимулирует работу мозга, и в результате мыслительный процесс проходит более продуктивно.

Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления.

Оборудование для сенсорной комнаты

Раньше было многим известно такое понятие как «комната психологической разгрузки», но научная мысль пошла дальше. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето- и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат.

Основное оборудование сенсорной комнаты

  1. Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом.
  2. Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации.
  3. Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.
  4. Зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы.
  5. Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяют создавать интересные объемные картины, пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме.
  6. Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.

Зрительные эффекты сенсорной комнаты

Система освещения в сенсорных комнатах – главное условие благоприятной обстановки. Мягкий приглушенный свет создает приятную и спокойную обстановку.

  1. Верхний свет не должен быть ярким и бьющим в глаза.
  2. Отражение и преломление света, появление «зайчиков» на потолке или стенах – все это достигается при помощи стеклянных предметов, отражающих свет. Это могут быть гирлянды, зеркальные шары, позволяющие играть со световыми лучами.
  3. Необычные эффекты освещения создают флуорисцентные обои и картины, плазма-шары, меняющиеся световые картины на стенах. Дома можно включить обычный проектор, или при выключенном свете, или приглушенном свете вывести на экран монитора меняющиеся картинки, что создаст подобный положительный эффект как и от дорогого оборудования.

Музыкальное сопровождение сенсорной комнаты

Для музыкального сопровождения совсем необязательно использовать дорогие приборы. Достаточно обычного музыкального центра или компьютера со стерео колонками. Какая музыка более всего подходит для релаксации в сенсорной комнате?

  1. Классические спокойные произведения.
  2. Специальные миксы для релакса.
  3. Медитативная музыка.
  4. Звуки природы: капли дождя, звуки моря, звуки леса, пение птиц и крики дельфинов.
  5. Колокольный звон.
  6. Звон хрустальных или металлических подвесок для релаксации. На них можно направить вентилятор, который будет создавать звук ветра и заставлять подвески слегка позванивать.

Ароматерапия в сенсорной комнате

Идеальным дополнением для релаксации и отдыха станут ароматические масла, имеющие разное назначение: тонизирующее, стимулирующее иммунитет и расслабляющее. Аромасвечи, аромалампы или ароматические подвески с сухими травами сделают свое дело – изменят настроение, улучшат эмоциональное состояние.

Для тонизирования организма подойдут ароматы, улучшающие работоспособность, дающие прилив сил и энергии:

  • грейпфрута;
  • апельсина;
  • бергамота;
  • лимона;
  • лимонника.

Для расслабления используйте запах, устраняющий депрессивное состояние, неврозы и перевозбуждение:

  • мяты;
  • мелиссы;
  • лаванды.

Для стимуляции иммунитета подойдут эфирные масла:

  • эвкалипта;
  • аниса;
  • ромашки;
  • чайного дерева;
  • хвойные масла.

Работа в сенсорной комнате

Сенсорная комната призвана дарить ощущение безопасности и безмятежность, спокойствие и радость. Комплексное воздействие на нервную систему и чувства необходимо для людей с проблемами в развитии и для социальной адаптации после длительного стресса с нарушениями психоэмоционального равновесия, в период реабилитации в посттравматический период.

Работа в сенсорной комнате предполагает проведение лечебных сеансов под наблюдением специалиста, создается программа для сенсорной комнаты.

Пространство сенсорной комнаты можно разделить на две половины: релаксационный и активационный блок.

Релаксационный блок в сенсарной комнате

Релаксационный блок оборудуется сухими бассейнами, фонограммами и цветными дисками. Начинаются сеансы с погружения человека в сухой бассейн, помогающим полностью расслабить мышечные ткани. Постепенно меняющиеся цвета шариков, красочные картины на стенах, успокаивающая музыка погружает посетителя в атмосферу покоя. Эта процедура создает нужный настрой, психотерапевт в это время начинает свою работу.

Активационный блок в сенсорной комнате

Активационный блок с сухим бассейном для активных игр, интерактивным оборудованием, сенсорными панелями и мобайлами создает ощущение праздника, все вокруг привлекает внимание, поддерживает внимание и интерес к окружающей действительности. Эффект усиливается подвижными конструкциями, стимулирующими активность, так необходимую детям для полноценного развития моторики.

Сенсорная комната для детей

Детская сенсорная комната определенно отличается от комнаты для взрослых людей и по своему внешнему виду и по наполнению, и по поставленным задачам.

Нарушения слуха или зрения обедняет восприятие ребенка, в обычной среде такие дети не могут получить полноценного стимулирования замещающих ресурсов организма.

Ведущие педагоги оценили удивительные результаты, которые дает детям использование сенсорной комнаты с ее комплексным воздействием. Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке внутри мерцающего светодиодного фонтана. Релаксационные упражнения на водяном матрасе снимают стресс, мягкое освещение и успокаивающая мелодия расслабляют.

Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон. Веселые упражнения и занятия в окружении ярких красок и меняющихся картинок, веселых игровых консолей пробуждают интерес к познанию и обучению.

Аутичные дети начинаются заинтересованно играть с водой и песком, слушают разнообразные звуки, что помогает найти ниточку контакта с таким ребенком, заключенным в самом себе. Многие занятия в сенсорных комнатах требуют совместного действия детей или ребенка со взрослым, вызывая положительные эмоции.

Школу будущего нельзя представить без релаксационных комнат для расслабления и восстановления после учебных нагрузок. Сенсорная комната в школе — нечастое явление, и она не стала повсеместной обязательной частью. Пока разрабатываются и проводятся в жизнь проекты сенсорных комнат в коррекционных школах, школах при детских домах и интернатах, где они наиболее востребованы. Мягкие полы и стены, отсутствие чувства опасности внутри комнаты снимает невроз и корректируют поведение.

Светлая и темная сенсорные комнаты

Проект сенсорная комната для нашего напряженного мира с его бешеным бегом и постоянным стрессом важен для детей, чья неокрепшая психика неспособна противостоять самостоятельно внешнему воздействию. Впитывая, как губка, всю окружающую среду, ребенок нуждается в снятии избыточного напряжения и негативного влияния. Оба вида сенсорных комнат – светлая и темная – положительно влияя на психическое состояние, развивают моторику, помогают обострить восприятие реальности.

Светлая сенсорная комната

В светлых сенсорных комнатах оборудование значительно отличается от темных. Сухие бассейны для активных игр, батуты и гигантские яркие мячи, качели и туннельные модули со спортивными элементами – все это помогает ребенку научиться быстро и правильно реагировать в нестандартных ситуациях. Занятия в светлой сенсорной комнате – это игра с позитивом, несущая огромный энергетический положительный заряд. В детском саду или школе чаще всего оборудуются именно светлые сенсорные комнаты. На основе такого решения в развлекательных центрах устанавливают для детей аттракционы с лестницами, мягкими батутами и сетками, пластиковыми шарами. Эти комнаты дают родителям возможность спокойно насладиться покупками, пока ребенок занимается и играет в такой комнате.

Сенсорная темная комната имеет иное направление действия. Целью такой комнаты является восстановление эмоционального состояния и расслабление. Темные комнаты чаще устраивают с оздоровительной и коррекционной целью. Их можно найти в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.

Оборудование сенсорных темных комнат:

  • декоративные световые панели;
  • мягкие массажные модули;
  • световые шнуры и фонтаны;
  • интерактивные модули.

Сенсорные ощущения при исследовании ребенком такой комнаты восстанавливают его внутреннее равновесие, убирают негатив. Новые навыки самообладания и избавление от агрессивности достигаются ощущением волшебного мира такой комнаты, особенно при общем влиянии музыки и ароматерапии. Особенно важны занятия в темной сенсорной комнате для детей с нарушениями зрения, а световые яркие пятна в темноте стимулируют зрительные рецепторы, глазные мышцы и нервные окончания.

Проект для создания сенсорной комнаты

Просто так без цели и задачи невозможно создать сенсорную комнату, нужно точно знать ее назначение.

Основные задачи проекта сенсорная комната

  1. Развитие эмоционального восприятия.
  2. Развитие психических процессов.
  3. Релаксация.
  4. Воспитание детей.

Задачи сенсорной комнаты

Сенсорные комнаты могут быть специализированными для работы в детских садах, школах, больницах, оздоровительных центрах, а могут быть частью дома, где можно расслабиться, отгородиться от всех проблем, получить заряд энергии, могут быть для детей или для взрослых, но все эти комнаты решают одни и те же задачи.

  1. Уменьшить тревожность, обрести уверенность и спокойствие.
  2. Способствовать снижению вегето-сосудистых реакций или невротических расстройств у людей разного возраста.
  3. Стимулировать ослабленные и плохо функционирующие органы чувств.
  4. Снять боли хронического характера.
  5. Стать помощником для реабилитации после операции или наоборот, подготовить пациента к ней.
  6. Создать хороший эмоциональный фон.

Дома такая комната станет для ребенка палочкой-выручалочкой, когда ему захочется побыть одному или поразвлечься с друзьями.

Сенсорная комнаты в помощь детям

  1. Уменьшит избыточную активность и снимет стресс.
  2. Поможет справиться с навязчивыми детскими страхами.
  3. Улучшить память и внимание.
  4. Стимулирует сенсорную чувствительность и мелкую моторику.
  5. Понизит утомляемость.
  6. Снизит агрессию и конфликтность.
  7. Побудит в познанию и исследованию окружающего мира.
  8. В играх с детьми адаптирует ребенка к детскому коллективу в саду или начальной школе.
  9. Успокоит и улучшит засыпание.
  10. Активизирует творческий потенциал, выявит таланты, разовьет воображение.

Для взрослого человека оборудованная дома сенсорная комната поможет отдохнуть от рабочего стресса, побыть в своем внутреннем мире, где никто не мешает разобраться с мыслями и чувствами, нормализует давление и выровнит дыхание.

Сенсорная комната своими руками

Побывав однажды в сенсорной комнате, хочется возвращаться туда снова и снова. Почему бы не устроить себе релаксационную зону дома?

Есть несколько вариантов решения:

  1. Воспользоваться готовым проектом сенсорной комнаты.
  2. Составить проект самостоятельно и собрать из готового оборудования.
  3. Устроить сенсорную комнату своими руками из подручных материалов.

Каждое из этих решений имеет право на существование. Для начала надо найти в своей квартире или доме свободное место и выделить на создание сенсорной комнаты отдельное помещение. Затем решается вопрос света: темная будет комната или светлая? Это важно для выбора окончательного оборудования. Это:

  1. Приборы приглушенного света.
  2. Световые консоли и световые гирлянды.
  3. Зеркальные элементы для преломления света.
  4. Флуоресцентные покрытия для стен и потолка.
  5. Проекторы.
  6. Специальные мягкие модули – бескаркасные пуфы и кресла.

Часть оборудования можно изготовить самостоятельно или использовать оригинальные решения, как наблюдение при приглушенном свете за пузырьками воды в прозрачном электрическом чайнике с подсветкой. Немного музыки, немного ароматических свеч и релаксация обеспечена.

Поможет и обычный вентилятор, который создает потоки воздуха, раздувает цветные ленты, что производит расслабляющий эффект.

Подсвеченные аквариумы с яркими рыбками, успокаивающая музыка на компьютере производят не меньший положительный эффект.

Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья опубликована в журнале «Воспитатель ДОУ» №3/2013.

Гудкова Т.В.,
канд. психол. наук, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ОВЗ, кроме коррекции, направленной на ослабление, исправление имеющихся отклонений в развитии, выступает создание условий для полноценного развития детей, предупреждения и преодоления проблем, связанных с обучением в школе.

В клинике детских церебральных параличей ведущими являются двигательные нарушения, характеризующиеся центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации. Кроме того, у детей происходят задержка и нарушение формирования всех видов сенсорных функций, восприятия. Ограничение практического опыта становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций. У детей с ДЦП часто возникают психологические проблемы, связанные с переживанием двигательного дефекта, социальной депривацией; трудности в коммуникации из-за двигательных и речевых нарушений, что порождает психологическую напряженность, социально-психологическую дезадаптацию. У них наблюдаются расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах, что проявляется в неустойчивости эмоций, преобладании негативных эмоций над позитивными.

В практике ДОУ используются различные подходы и технологии для воспитания и обучения детей с нарушениями развития, в основе которых лежит идея индивидуализации воспитания и обучения, учитывающая как состояние здоровья, степень тяжести дефекта, так и индивидуально-типологические особенности ребенка.

Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. В сенсорной комнате находятся различные приборы, создающие свето-цветовые и звуковые эффекты. Так, воздушно-пузырьковые световые колонны значительно усиливают сенсорные ощущения. В них перемещаются пузырьки воздуха, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация, а также состояние покоя, расслабление. Эффект усиливается за счет углового зеркала, находящегося за пузырьковой колонной. Кроме визуального эффекта, при касании ощущается легкая вибрация. Воздушно-пузырьковая колонна может использоваться в режиме подсветки без пузырьков.

Настенные интерактивные панели, панно, например «Бесконечность», «Водопад», дают различные стимулирующие визуальные, акустические и тактильные эффекты, развивают пространственные ощущения. Световые проекторы («Солнечный», «Жар-птица», «Зеркальный шар») создают визуальные завораживающие спецэффекты на стенах и потолке. Эффект усиливается при отражении в зеркалах. Фибероптические волокна «Звездный дождь» придают визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия. Их можно трогать, держать в руках.

Сенсорная комната — интер­активная среда. Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками, а также напольные тактильные дорожки. Сенсорная (тактильная) дорожка состоит из разноцветных и разнофактурных модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая, шероховатая, колкая), текстурой ткани (мешковина, вельвет, шерсть, шелк, мех, фланель, кожа, бархат) и их наполнением (фасоль, горох, песок, гречка, палочки и т.д.).

В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику. Рисование песком, или песочная анимация, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга (поскольку рисование происходит пальцами обеих рук), воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя. Вместо песка можно использовать любой мелкий сыпучий материал, например манную крупу или кофе. Занятия желательно сопровождать музыкой.

Важный элемент каждого занятия — этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе, придающем ему удобное положение тела, или на другом мягком покрытии, расслабляется. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка.

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

— развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);

— коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).

Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.

В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной величины, формы, фактуры (небольшие игрушки, геометрические фигуры и др.). Ребенку предлагают, закрыв глаза, на ощупь найти любой предмет, определить его свойства по ощущениям, из какого материала он изготовлен (например, из стекла, пластмассы, дерева, железа), назвать его. Сначала наводящие вопросы задает воспитатель, а затем, когда игра усвоена, — спрашивают дети. Вопросы могут быть следующего характера: «Предмет легкий или тяжелый, гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий?», «Утонет в воде или нет?» Можно использовать элементы исследовательской деятельности на занятиях. Проверить свойства предметов можно с помощью установления их сходства и различия, использовать, например, весы, емкость с водой.

Другой вариант игры с волшебным мешочком, когда внутри его могут находиться разные наполнители: фасоль, горох, чечевица, гречка, пшено, рис, манка, песок, орехи, косточки от вишни или фиников, мелкие камешки, пуговицы, а также различные предметы. Воспитатель называет предмет, а дети должны на ощупь найти и достать его.

Игры в волшебный мешочек могут быть тематическими. Для этого в него можно положить разные предметы по определенной тематике. Например, на Новый год — шишки, маленькие пластмассовые елочные игрушки, каштаны, ребристые грецкие орехи, гладкие желуди, конфетки; при изучении овощей и фруктов — небольших размеров редис, морковку, яблоко, картофель, лук, огурец и т.п.

Упражнение «Найди пару»

Детям предлагается по образцу, изображенному на картинке, найти такой же предмет в волшебном мешочке на ощупь. Предметы могут быть разными, например, набор геометрических фигур разной формы, величины и цвета или игрушки небольших по размеру животных, пуговицы разных форм и размеров.

Упражнение «Рыбаки и рыбки»

Для этого упражнения необходимы различные пуговицы. Представив, что дети отправляются на рыбалку на необычное Пуговичное озеро, им предлагается вообразить себя рыбаками, а пуговицы — разными разноцветными рыбками. Рыбакам нужно «выловить рыбок», которые им понравились, и рассказать о них (какие они — большие или маленькие, круглые или квадратные, гладкие или шероховатые). Затем всем детям свой «улов» нужно положить в ведерко и, закрыв глаза, на ощупь найти свои «рыбки».

Упражнение «Поможем повару»

Детям предлагается помочь повару отсортировать горох от фасоли, находящиеся в одной емкости. Для этого им даются пустые лотки. Напоминаем, что работать нужно обеими ручками. В ходе выполнения задания можно задавать вопросы, например: какие блюда можно приготовить из этих круп?

Сенсорные одеяло и коврик представляют собой сюжетное полотно, которое может быть выполнено в различных вариантах с акцентом на заданную тематику. На ткани создается сюжет, планируется каждый элемент, имеющий разную фактуру и расцветку, форму и различное назначение. Например, пуговицы, бусины разного размера, которые можно пришить на ткань; ленточки, петельки, шнуровки, молнии, кнопки; детали на липучках (их можно прикреплять в самых разных местах коврика, перемещая по нему, в зависимости от сюжетно-ролевой игры). Элементы сенсорного одеяла могут иметь разные варианты применения в зависимости от возраста и должны быть безопасными для детей. Сенсорные одеяла, коврики развивают разнообразные тактильные ощущения, цветовое восприятие, пространственную ориентировку, стимулируют развитие зрительной ориентации, воображение, способствуют изучению форм, цветов, времен года, частей тела, алфавита, цифр, чисел.

Для развития мелкой моторики, формирования навыка координированных движений правой или левой руки можно использовать работу с различными по толщине нитками, шнурами.

Упражнение «Художники»

На листе бумаги формата А4 изображен предмет, например яблоко. Нужно сначала на этой картинке с помощью шнура обвести контур яблока, затем на поверхности шероховатого или ворсистого материала (ковра, бархатной бумаги) по образцу также выложить контур изображенного предмета. Напомнить детям, что выполнять задание нужно обеими ручками. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Также можно использовать для выкладывания контура изображений мелкие предметы — семена, плоды, пуговицы. Образцом может быть сам предмет, а не картинка.

Упражнение «Ножницы потерялись»

Для выполнения этого задания необходимо изобразить на листе бумаги какой-нибудь предмет. Детям дается задание — аккуратно без ножниц, с помощью рук, отрывая кусочки бумаги, «вырезать» по контуру этот силуэт. Другой вариант задания можно выполнять с опорой на контур и без него. Из листа бумаги, на котором нет изображения предмета, ребенку нужно придумать его и с помощью рук отрывать кусочки бумаги, чтобы получился задуманный силуэт. Дети отгадывают друг у друга полученные изображения.

Упражнение «Шнуровка»

Для выполнения этого задания необходимы разные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы, круги), изготовленные из дерева для шнуровки, и фигура-шнуровка «Домик». Следует продевать шнурочки в отверстия на предметах.

Из двух треугольников нужно составить квадрат, соединив их с помощью шнурка. Можно задать вопрос: «Какие нужно взять треугольники, чтобы получился квадрат?» Далее, на фигуре домика, используя разные геометрические фигуры, заполняют его недостающими деталями с помощью шнуровки (прикрепить геометрические фигуры, чтобы получился домик с окнами, дверьми, крышей, трубой).

Предлагаем другие варианты заданий с использованием шнуровки. На фигуре машины прикрепить детали из геометрических фигур с помощью шнуровки. Продеть разные по цвету шнурки в отверстия на машине так, чтобы получились разные геометрические фигуры. На фигуре-шнуровке «Ежик» нужно прикрепить шнурком геометрические фигуры так, чтобы получился грибок, яблоко, груша. Во время проведения упражнений детям загадываются загадки.

Упражнение «Настроение в тесте»

Способствует развитию мелкой моторики, а также творческого воображения. Из муки, соли и воды замешивается соленое тесто, из которого детям предлагается слепить любую фигурку, по настроению, что нравится. Например, животное или цветочек. Выполнять задание можно в крышках от коробок.

Упражнение «Составь буквы, цифры»

В сенсорной комнате на напольном покрытии можно использовать цветные шарики для составления цифр, букв, слов. Задание выполняется каждым ребенком индивидуально. В корзинку (коробочку) кладутся разноцветные шарики из сухого бассейна. Детям предлагается составить из них несколько цифр, букв и слов. Затем дети отгадывают друг у друга полученные изображения. Для этого задания также используются и разноцветные пластмассовые крышечки.

Подвижные упражнения игрового характера

Такие упражнения способствуют тренировке мелких мышц кисти рук и выработке координированных движений. Кроме того, выполнение заданий в группах способствует развитию умения работать в команде, доверять друг другу, воспитывают чувства взаимопомощи, взаимовыручки, вырабатывает групповой дух команды.

Упражнение «Передай мяч друг другу»

Дети делятся на две команды. Участники каждой команды садятся на мягкое ковровое покрытие на небольшом расстоянии друг за другом. Перед первым игроком находятся две корзины: одна с набором шариков (красного, синего, зеленого, желтого цвета) из сухого бассейна, другая — пустая, в которую он должен их положить.

Первый игрок по команде берет из корзины любой из шариков и передает его с помощью поднятых вверх рук назад второму, второй — следующему за ним игроку, и так до тех пор, пока шарик не окажется в руках у последнего. Затем последний игрок должен передать шарик вперед, пока шар не окажется у первого игрока, который кладет его в пустую корзину. Эстафета продолжается до тех пор, пока все шарики не окажутся в другой корзине.

Упражнение «Набери шарики»

Каждой паре детей нужно по команде набрать как можно больше шариков определенного цвета в свою коробку, на сторонах которой из цветной бумаги наклеены кружки данного цвета. цвет шариков выбирается в игровой форме. Время выполнения задания определяет воспитатель. При проведении такого рода заданий необходимо вначале объяснить детям: в игре они развивают свои пальчики, чтобы лучше рисовать, писать. И во время игры нужно уважительно относиться друг к другу. Можно дать детям иной вариант задания — собирать только маленькие шарики, находящиеся в сухом бассейне. После проведения игры дети с воспитателем подсчитывают количество шариков, определяя победителей. Затем состав групп можно поменять.

Упражнение «Секрет»

В сухом бассейне спрятано несколько предметов, их нужно найти. Детям предлагается зайти в сухой бассейн и найти спрятанные среди шариков предметы.

Упражнение «Часики»

Дети находятся в сухом бассейне на достаточном расстоянии друг от друга. Лежа на спине, нужно ухватить ступнями и поднять один шарик как можно выше. Далее нужно захватить между ступнями шарик и, подняв ноги, отклонить их вправо и влево. После ребенок ложится на живот и также должен ухватить ступнями шарик и поднять его вверх. Можно менять наклон ног, имитируя стрелку часов, показывающую время.

Упражнение «Ловкость»

Упражнение выполняется сидя, находясь в сухом бассейне. Нужно положить один шарик между двумя ладонями и катать его то в одну, то в другую сторону так, чтобы он не упал. Это задание можно выполнять и с двумя шариками. Далее попросить детей назвать все предметы, находящиеся в комнате, такого же цвета, как их шарики.

Упражнение «Лесная дорожка»

Упражнение выполняется на напольной сенсорной дорожке, состоящей из разных модулей.

Воспитатель. Представьте себе, что мы находимся в волшебном лесу и идем по лесной дорожке. Идти нужно не спеша, друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Слушаем пение птиц в лесу и журчание ручейка. На нашей дорожке встречаются разные камешки. Вы чувствуете их? Эта разноцветная волшебная дорожка дает нам силы. назовите ее цвета. А какие растения растут около нашей дорожки? По лесной тропинке мы с вами пришли на опушку леса.

Упражнение «Ушки зайчика»

Детям предлагается сесть или полулечь на мягкое покрытие, вытянуть ножки, руками опереться сбоку или сзади.

Воспитатель предлагает представить, что ступни — это ушки зайчика, нужно пошевелить ими, как делают зайчики. Посмотреть, у кого какого цвета ушки. Дети называют цвет, исходя из цвета их носочков.

Воспитатель. Представим, что зайчик услышал какие-то звуки и навострил свои ушки. (Показывает движения по образцу. Носочки ступней направлены вверх.) Зайчик испугался, задрожал, и его ушки тоже задрожали.

Дети совершают ступнями легкие движения вправо-влево.

А затем зайчик стал убегать.

Обе ступни ног наклоняют асинхронно то вперед, то назад, например, правая ступня вперед, левая назад и т.д.

Зайчик все быстрее бежит.

Увеличивают скорость движения.

И спрятался.

Ступни нагибают вперед к полу и кладут друг на друга, затем меняют их местами.

Упражнение «На реке»

Из модулей тактильной дорожки (подушечек с разными наполнителями) на полу составляется дорожка, по которой дети будут ходить.

Воспитатель. Представим, что это камешки в реке. Нужно вставать на них осторожно и нельзя наступать в другое место — там вода. По этим камешкам нужно выйти на другой берег.

Упражнение «Лабиринт»

Детям дается задание — сделать лабиринт из шариков. Для этого на мягкое напольное покрытие кладутся на достаточном расстоянии друг от друга цветные шарики из сухого бассейна в две дорожки так, чтобы получился лабиринт. Детям предлагается пройти по нему аккуратно, не заходя за границы. Можно разыграть сюжетно-ролевую игру, попросив ребят представить себя в образе каких-либо героев сказок. Упражнение надо проводить как индивидуально, так и в командах в форме соревнования.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

Упражнение «Кубик эмоций»

Дети располагаются по кругу на мягком напольном покрытии. Воспитатель объясняет, что дети будут играть с кубиком, на каждой стороне которого изображено лицо, отражающее какое-нибудь настроение, эмоцию. Дети должны бросать друг другу кубик и при этом изображать настроение с помощью мимики, соответствующей выпавшему на кубике выражению лица. Перед началом игры каждый ребенок должен взять кубик в руки и внимательно рассмотреть картинки на его сторонах.

Упражнение «Волшебное зеркало»

Для выполнения данного упражнения используется панно «Бесконечность». Лучше проводить его индивидуально. Вначале ребенок садится или ложится напротив панно и вглядывается в бесконечность. Ему предлагается представить, что он смотрит в волшебное зеркало. В нем можно увидеть все, что придумаем, нужно смотреть сначала на ближайший светящийся круг, а затем на следующий отдаленный круг, как бы все отдаляясь в бесконечность. Затем постараться представить себе, что он находится в будущем, и рассказать о том, каким стал, чем занимается. Или же представить себя каким-либо героем сказки, придумать и рассказать историю этого героя.

Упражнение «Заплетаем косу»

В этом упражнении используются фибероптические волокна, меняющие цвет по всей длине, напоминая разноцветный водопад. Выполнять упражнения можно стоя, сидя, лежа. Например, перебирая волокна по одному, ребенок должен продолжить фразу «Я самый…», говоря о своих хороших качествах, либо придумывая желаемые.

Другой пример упражнения. На каждое волокно нужно придумать ласковое имя для себя. Можно, перебирая волокна, за­плетать из них косы.

Релаксационные упражнения (проводятся под музыкальное сопровождение)

Упражнение «В море»

Находящемуся в сухом бассейне ребенку предлагается представить, что он плавает в море сначала на животе, затем на спине, на боку, гребет руками. Он должен имитировать движения. Затем спокойно полежать на волнах, закрыв глаза, и представить себе, что спокойно покачивается на волнах. Во время упражнения звучит релаксационная музыка «Океан».

Упражнение «Рыбки»

Дети ложатся на мягкое напольное покрытие или в сухой бассейн.

Воспитатель. Ложитесь удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали. Закройте глазки. Представьте, что вы — маленькие разноцветные рыбки, плавающие в море, мягко шевеля своими плавничками и хвостиками. Вы плаваете и видите во­круг других разноцветных рыбок, которые вам улыбаются; вы видите водоросли, разноцветные камешки, лежащие на дне. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть. Вы представляете, как плавно опускаетесь на мягкий теплый песочек на самое дно моря. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне. Вы чувствуете, что набрались сил и хорошенько отдохнули. Поэтому быстренько поднимаетесь на поверхность моря, где видны лучики солнца. Теперь можно открыть глазки и улыбнуться солнышку.

Упражнение «На берегу моря»

Воспитатель. Закройте глазки. Постарайтесь представить, что вы оказались летом на берегу моря. Вы лежите на теплом песочке, а сверху ласково греет солнышко. Вам тепло и приятно лежать. Вы чувствуете, как солнышко ласково посылает вам свои теплые лучики. Один лучик солнца нежно коснулся вашего личика и подарил вам улыбку. Второй лучик солнышка нежно коснулся ваших ручек и подарил вам ловкость. Третий лучик солнышка коснулся вашего туловища и подарил вам гибкость. А еще один лучик солнца нежно коснулся ваших ножек и подарил вам силу. У вас хорошее настроение, вы отдохнули, откройте глазки.

Упражнение «Водопад»

Для этого упражнения используется интерактивное панно «Водопад». Рассматривая пейзаж на картине, дети наблюдают за «падающей водой», рассыпающимися разноцветными брызгами, слушают ее журчание, пение птиц. Они должны представить, что каждый находится в каком-нибудь месте под водопадом. Затем детям предлагается лечь поудобнее на мягкое напольное покрытие, закрыть глазки и представить себе, что, как и на картине, каждый стоит под небольшим водопадом.

Воспитатель. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно находиться под водопадом. Вы чувствуете, как струйки воды стекают на волосы, лицо и мягко струятся по всему телу. Давайте немного постоим под водопадом и послушаем его шум. Представьте, что вместе с водой уплывают от вас все неприятности и огорчения, а остается только хорошее. Вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости, становитесь уверенными, у вас хорошее настроение. Вы чувствуете себя бодрыми, веселыми и полными сил. С хорошим настроением откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Упражнение «Летняя ночь»

Воспитатель. А теперь вы летите на ковре-самолете и оказываетесь на берегу моря.

Звучит спокойная мелодия. Детям предлагается лечь на мягкое напольное покрытие поудобнее, чтобы ручки и ножки отдыхали, и закрыть глазки.

Начинается волшебный сон. Представьте себе, что наступила чудесная летняя ночь, вы лежите на мягком теплом песочке у моря и смотрите на небо. Вы видите, как зажигаются яркие звездочки и медленно-медленно плывут по синему небу. Вам тепло и приятно лежать на песочке. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Дышите ровно и легко. Но ночь подходит к концу, гаснут на небе звезды, и наступает утро. Вы видите, как в небе появляется солнышко, оно ласково греет вас, и настроение становится веселым. Вы отдохнули и полны сил. Теперь откройте глазки и с хорошим настроением улыбнитесь друг другу.

Упражнения на развитие визуализации

Упражнение «Золотые рыбки»

Дети устраиваются около воздушно-пузырьковой колонны с рыбками. Они внимательно рассматривают происходящее в ней — как меняется цвет воды, движутся пузырьки и плавают разноцветные рыбки, шевеля хвостиками. Детям предлагается сосчитать плавающих рыбок, выбрать понравившуюся, дать ей имя и следить глазками за подъемом и опусканием разноцветных рыбок — какая рыбка в воде выше поднимется. Затем прикоснуться ладошками к пузырьковой колонне, рассказать о своих ощущениях. Закрыв глазки, дети должны назвать все цвета воды, которые они видели. Далее нужно попросить детей подумать и рассказать, что бы они сделали, если бы стали золотой рыбкой? Какие бы хотели исполнить желания?

Упражнение «Нарисуй свое имя»

Закрыв глаза, дети должны представить перед собой чистый листок бумаги. Мысленно на нем написать свое имя, мысленно взять карандаш, например синего цвета, и раскрасить им свое имя. Затем стереть его и вновь взять любого цвета карандаш и написать свое имя. Открыть глаза и рассказать, кто каким цветом нарисовал свое имя.

Упражнение «Творчество»

Дети сидят на мягком напольном покрытии, закрыв глаза. Напоминаем, что во время этой игры никто не разговаривает. Детям предлагается представить мысленно любой предмет (мячик, елочку, рыбку и т.п.). Далее нужно постараться также мысленно изменить размер этого предмета (увеличить и уменьшить его), изменить его форму (например, сжать как гармошку). Потом предлагается мысленно взять цветные карандаши и аккуратно раскрасить этот предмет в какой-нибудь цвет.

Упражнение «Космос»

Во время выполнения упражнения используется оптический проектор «Солнечный», с помощью которого проецируется изображение со слайдового колеса и создается визуальный спецэффект вселенной. Вместе с детьми нужно рассматривать меняющиеся образы и попросить детей пофантазировать на космическую тему.

Дыхательные игры и упражнения

Игра «Воздушный шар»

Дети стоят на мягком напольном покрытии по кругу, взявшись за руки.

Воспитатель. Представьте ребята, что мы с вами огромный воздушный шар, который, находясь в небе, то поднимается высоко (мы делаем вдох), то опускается вниз (мы делаем выдох). Когда делаем вдох, поднимаем руки вверх, представляя, что наш шар поднимается вверх, когда делаем выдох, опускаем руки, представляя, что наш шар опускается вниз, на землю.

Движения повторяются несколько раз.

Упражнение «Лев спит»

Дети садятся или ложатся на мягкое напольное покрытие на воображаемой поляне, на которой спит лев. Детям предлагается рассказать о льве, какой он сильный, спокойный, уверенный.

Воспитатель. Лев лежит и ровно дышит. Давайте и мы с вами будем дышать, как лев, спокойно. А вот лев просыпается и потягивается. Давайте и мы с вами, как лев, тоже потянемся. Мы учимся быть спокойными и уверенными, как лев.

В зависимости от особенностей нарушений, занятия в сенсорной комнате могут отличаться по сложности и насыщенности. Среда сенсорной комнаты — одно из важнейших средств коррекции и реабилитации в процессе психологического сопровождения дошкольников с учетом применения современных технологий.

Оставьте комментарий