Определение способностей ребенка

Совет 1: Как определить талант ребенка

Внимательно присмотритесь к ребенку — скрытые таланты могут выдать даже те игры, которые он выбирает. Так, например, если малыш увлекается конструкторами, кубиками, мозаикой и другими игрушками, состоящими из деталей, он склонен к конструированию. А значит, что у него, во-первых, богатое воображение, во-вторых, достаточно развита логика. А это значит, что он вполне может заниматься рисованием и другими занятиями, связанными с применением его талантов. Любителям купаться в ванне могут прийтись по душе походы в бассейн, где они целиком и в полной мере смогут применить свои умения и знания. В случае, если малыш увлекается фотосъемкой, не стоит отбирать у него фотоаппарат. Лучше помочь ему развить талант при помощи различных подсказок — научите его обращать внимание на детали, фокусироваться на них, объяснять, как важно освещение для хороших снимков. Достаточно много родителей стремятся отдать ребенка в секции и кружки. Только это, как правило, те занятия, на которые взрослые хотели бы ходить сами. А это никак не способствует развитию талантов ребенка. Нужно найти подходящие для вашего малыша занятия методом проб и ошибок. Для этого отведите его на разные пробные занятия. На тех, которые ему понравятся больше всего, и остановитесь. Ведь талант быстрее проявит себя, если малыш будет заниматься тем, что ему по-настоящему нравится. Обязательно обратите внимание на то, как ваш ребенок собирает какую-либо информацию, компонует ее и преподносит. Из этого можно легко сделать выводы о таланте оратора. А именно он, по признанию психологов, является одним из самых важных в жизни человека. Если ваш ребенок любит рисовать на всем подряд, начиная с обоев и заканчивая полями школьных тетрадей, не стоит его ругать. Ведь это говорит о его пространственном воображении. Возможно, если развить эти его таланты, ребенок станет отличным дизайнером или модельером. Особый дар — умение общаться с миром и природой. Дети, обладающие данным умением, обычно очень ласковые, открытые, добрые. Чтобы помочь своему малышу раскрыть его талант, требуется немного родительского участия и интереса. Нельзя ругать малыша за его попытки в той или иной области. Их нужно поощрять, конечно же, в разумных пределах. Так, например, если ребенок любит рисовать на обоях или кожаных диванах, просто переключите его внимание, купив ему специальный мольберт.

>Формы направленности личности

Виды и формы направленности личности

Направленность личности проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Желание

Желание — вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом — интересом к музыке. Музыка для Сальери — высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка — широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей — в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность — проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение — осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение — высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал — это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; нереальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция — устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.


Сильные стороны и положительные качества школьника


Сильные стороны и положительные качества школьника
Школа обладает возможностью влиять на развитие сильных сторон и положительных качеств ребенка. Очевидно, что в школе ученики получают множество знаний и учебных навыков. Несомненно, что объем школьной нагрузки оказывает влияние на интеллектуальное развитие.
В дополнение к когнитивным (связанные с знаниями и психологическими процессами) и учебным задачам, которые ставит школа, она обеспечивает детям неформальный учебный план: от школьников ожидается соблюдения правил, сотрудничество с другими учениками, уважение к власти и подготовка к тому, чтобы стать хорошими гражданами
Педагогу-психологу необходимо отметить качества, которые наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Необходимо записывать в журнал поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой календарно-тематический план.
Визуальные способности
• черчение
• фотография
• запоминание деталей
• рисование
• живое воображение
• зрительное представление
• чтение карты
• ориентирование
• способность к творчеству
Логика и мышление
• способность к работе с компьютером
• организованность
• способности к решению задач
• абстрактное мышление
• математика и цифры
• логические игры
• расшифровка кодов
• здравомыслие
• способности к наукам
• сообразительность
• быстрая обучаемость
• острая память
• понятливость
• ум
Телесная сфера
• исполнительские наклонности
• вживание в роль
• гармоничность движений
• танцы
• сценическое мастерство
• какой-либо вид спорта
• физическая сила грациозность
• выносливость •
• телесная гармония
• ловкость
• координация движений
Музыкальные способности
• игра на музыкальных инструментах
• пение
• ритмика
• запоминание мелодий
• сочинение музыки
• чтение нот
• восприятие музыки
Личность и черты характера
• способность к творчеству
• инициативность
• целеустремленность
• терпеливость
• надежность
• отзывчивость
• смелость
• внимательность
• трудолюбие
• легкая приспособляемость
• добродушие

• ответственность
• благородство
• уверенность
• независимость
• аккуратность
• решительность
• правдивость
• проницательность нежность
• зрелость открытость
• расторопность
• оптимизм
• преданность
• серьезность
• честность
• дисциплинированность
• привязанность
• сила характера
• добросовестность
Социальные навыки
• дружелюбие
• лидерство
• стремление помочь
• добродушие
• увлечение спортом
• вежливость
• порядочность
• уступчивость
• умение быть в команде
• умение выполнять что-либо в коллективе
• умение делиться
• способность к сопереживанию
• чуткость
• способность к примирению
• веселость обаятельность
• способность к поддержке
• остроумие
• умение слушать
• привлекательность
Лингвистические способности
• чтение
• богатый словарный запас
• умение хорошо говорить запоминание фактов
• умение творчески писать
• поэзия
• диспуты
• умение шутить, смешить
• умение рассказывать
Внешность
• аккуратность
• привлекательность
• статность осанки
• особые черты
Отношение к природе
• склонность наблюдать
• любовь к животным
• любознательность
• любовь к туризму
• развивающее коллекционирование
Литература:
1. 1. М.Борба. «Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. М.: Вильямс, 2005
Школа хороших манер
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/shkola_horoshih_maner
Школа хороших манер — один из методов воспитания детей и подростков.
Оптимальный возраст детей — от 12 до 15 лет. Возможно использовать и в школах, и в интернатах, хотя изначально метод был придуман для семейного воспитания.
Детям утром объявляется: «У вас начинается Школа хороших манер. Ваша задача каждый день придумывать один простой пункт о своем поведении, в первую очередь выражающий дружественое отношение друг к другу или к родителям, а вечером по этому пункту вы ставите себе оценку. Пункты могут быть разными: поприветствовать утром всех «Доброе утро!» с улыбкой, помочь маме накрыть на стол, обращаться друг к другу вежливо (не Аська, а Ася)… Каждый день вы добавляете себе новый пункт, а по всем ставите оценки. Все пункты сами записываете на компьютер. Пока с утра не подведены итоги прошедшего дня и не придуман новый пункт, никаких развлечений — это первое дело дня».
Подсказки
• Если дети затрудняются в придумывании новых пунктов, родители иногда могут им помочь, составив свой, рекомендательный список, из которого дети могут что-то выбирать.
• Едва ли целесообразно включать в список дела из помощи по дому, которые и так раньше были на детях (например, сходить в магазин).
• Оценку ставить не за «Я делал», а «Я сделал», и оценивать объективно, с позиции стороннего наблюдателя. Не «Я сказала всем спокойной ночи», а «Меня услышали все, кому я пожелала спокойной ночи!»
Как привести себя в порядок — это в первую очередь отвлечь от негативных или других ненужных мыслей (переживаний), снять напряжение и успокоиться. Обычно здесь помогают следующие приемы:
Вести дневник
• работа с верованиями
• эмоциональный дневник
• что произошло, объем потерь
• тетрадь позитивного опыта
• написать прощение
Двигательная активность
• спорт, танцы, йога,

• прогулка, секс
Выброс негатива
• выговориться
• выбросить обвинения
Расслабление
• выспаться, аутотренинг
Дыхание
• пение
• удивленное «О?»
• ровное, удлиненный выдох
• проораться, резкие выдохи
Смена декораций. Новые:
• обстановка. офис-улица,
• окружение: любимый, другая компания
• роль, амплуа.
• точка зрения. Обсудите!
Якоря
• музыкальные
• пищевые, цвета и запаха,
• воспоминаний
Подарки
• «Потешить тушку»: маникюр, массаж, spa
• знаки внимания
• шопинг, ресторан, лакомства
• подарки любимым

Как определить наклонности ребенка

Чтобы ваш сын или ваша дочь были счастливы в будущей профессии, необходимо усилия приложить, пока ребенок еще маленький

Большая удача с детства знать ответ на вопрос «А кем ты хочешь стать, когда вырастишь?» Зачастую даже взрослого человека этот простой и вместе с тем невероятно сложный вопрос ставит в тупик. Существует множество причин, которые влияют на процесс самоопределения личности. Среди них особую роль следует отдать родительскому подходу к этому вопросу. Если с детства родителям удалось создать благоприятные условия для развития ребенка, то ему будет проще определиться с тем, что его действительно интересует в жизни. При этом важно, чтобы родители не навязывали малышу свои желания, только тогда ребенку удастся если не четко определить для себя желаемую профессию, то хотя бы выявить наклонности к той или иной области знаний.

Мы ищем таланты
Каждый ребенок неповторим по-своему: он обладает набором интересов и способностей, черт характера и личностных особенностей, которые в совокупности составляют совершенно уникальный коктейль. При этом большинство детей не имеют каких-либо ярко выраженных способностей к тому или иному виду деятельности. Выявить наклонности и предрасположенности непросто, но вполне возможно. Для этого важно создать вокруг малыша правильную среду, которая поможет развить в нем ростки индивидуальных способностей. Только так ребенку удастся максимально реализовать свой потенциал. И в этом смысле недостаточно благоприятных отношений внутри семьи или внимательного отношения воспитателей и учителей. В процессе самоопределения важную роль играет дополнительное образование, получая которое ребенок приобретает полезные навыки и развивает свои наклонности.
Физики и лирики
Задача родителя состоит в том, чтобы предложить ребенку варианты дополнительных занятий: спортивная или музыкальная школа, клуб по интересам или кружок прикладного творчества. Вариантов может быть множество, но как сделать правильный выбор? Даже если ваш ребенок не блещет явными талантами, вполне возможно обнаружить в нем предрасположенности к тому или иному занятию. В этом деле главное — наблюдательность и внимание родителей. Приглядитесь к малышу, возможно, его любимой игрушкой является конструктор, из которого он обожает строить замысловатые космические корабли. Тогда стоит записать малыша в клуб юных техников или на робототехнику. Или, быть может, ваш ребенок, только услышав музыку, начинает исполнять пока еще неловкие пируэты. У каждого ребенка есть любимое занятие, вот от этого и стоит отталкиваться, когда вы придете к выводу, что пора найти дополнительную деятельность для малыша. При этом важно учитывать не только хобби малыша, но и его личностные качества. Если ребенок интроверт, не любит шумные детские площадки и общению со сверстниками предпочтет игры наедине или с одним близким другом, то ему явно будет некомфортно в театральном кружке.

Большой выбор
Если вы приблизительно определились со сферой интересов ребенка, следующим этапом будет сужение выбора. Для творческих малышей могут подойти занятия по вокалу или хореографии. Кроме этого, обязательно узнайте о городских театральных кружках, где у ребенка будет возможность развить сразу множество творческих навыков. Если вы видите способности к рукоделию, при этом ребенок спокойный и усидчивый, то, возможно, стоит записать его в кружок прикладного творчества. Заметили в ребенке техническую жилку? Сегодня чрезвычайно популярным направлением дополнительного образования является робототехника, возможно, стоит попробовать его в этом занятии.
Классикой дополнительного образования для детей является спорт: у нас в городе представлены разнообразные секции, так что каждый ребенок найдет занятие по душе. Даже если в будущем малыш не станет великим спортсменом, физические нагрузки точно принесут пользу для здоровья.

Свобода слова
Подвох заключается в том, что внимательное отношение к ребенку и ответственный выбор дополнительного занятия не дают совершенно никаких гарантий. Спустя неделю ребенок может заявить, что он больше не собирается посещать кружок или секцию. Что делать в этой ситуации? Если ребенок категорически отказывается от походов на занятия спустя короткий промежуток времени, стоит попытаться договориться о сроках. Вероятно, его реакция связана с новой обстановкой, пока еще непривычной и некомфортной. Поговорите с ним о том, что не нужно сразу бросать новое дело, посоветуйте сходить на занятия еще несколько раз и после этого позвольте ему сделать окончательный выбор. Возможно, ребенок привыкнет, найдет в новом месте друзей, и ему в конце концов понравится. Если чуда не произойдет, то не стоит с боем настаивать на посещении кружка, так вы испортите со своим чадом доверительные отношения и поспособствуете развитию неприязни к любой дополнительной активности.

Оставьте комментарий