Песочницы для песочной терапии

Содержание

Особенности метода песочной терапии

Пример композиции, созданной на сеансе песочной терапииСтандартный деревянный поднос для песка

В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок ещё не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

Концептуальные источники песочной терапии

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребёнка». Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», Юнг пишет: «Доминанта ребёнка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. …»Ребенок» прокладывает путь к будущему преображению личности».

Автор этого метода, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент — ребёнок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калфф, «Sandplay», 1980).

Дора Калфф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

> См. также

  • Аналитическая психология
  • Юнг, Карл Густав
  • Архетип (психология)
  • Коллективное бессознательное
  • Архетипическая психология

mellanius

Когда на дворе метет метель и термометр за окном который день показывает -20, наступает самое лучшее время, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм, пропитанный новогодней атмосферой. Каждый декабрь в кино случается сразу несколько рождественских премьер.
В этом году нас порадовали DreamWorks Animation, представив мультфильм «Хранители Снов», основанный на произведениях Уильяма Джойса.

Казалось бы, что нам можно ожидать от режиссера, единственной крупной работой которого на данный момент можно считать лишь мультфильм с интригующим названием «Монстры против овощей»? Как оказалось, имея под рукой качественный первоисточник, Питер Рэмси умудрился преподнести зрителям отличный новогодний подарок.
Легкая и при этом увлекательная история становления молодого супергероя не просто понятна людям всех возрастов. Она действительно интересна.

Волшебные существа, составляющие костяк организации «Хранители» лично мной воспринимаются не иначе, как супергерои. Самые настоящие, в лучших традициях DC или Marvel. Ведь прежде чем стать Песочным Человеком или Зубной Феей, они были обычными людьми. Например Ник Северянин (местный Дед Мороз) до своего превращения в вечный символ нового года был разбойником и головорезом. Но об этом мы узнаем из книги «Ник Северянин и битва с Королем Кошмаров», которая недавно вышла на русском языке.

Но главное, что в этой сказке заслуживает отдельных аплодисментов, это дизайн персонажей и их окружения. Татуированный Дед Мороз, который слушает Стравинского в своем логове на Северном Полюсе в окружении Йети и пакостливых эльфов, Пасхальный кролик, будьто бы сбежавший из очередного дополнения к World of Warcraft, немногословный Песочный Человек, который показался мне самым загадочным из всех Хранителей. А из Ледяного Джека и Кромешника получилась отличная яойная парочка. Уже предвижу тонны артов соответствующей тематики. Разве что Зубная Фея не до конца раскрылась, хотя потенциал в роли маньяка-дантиста определенно есть.
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •
Кстати, возвращаясь к разговору о книгах. Сегодня в одном из книжных обнаружилось вот такое издание.

Книжка на 60 страниц запаянная в пленку. Денег, к сожалению, с собой уже не было, но зато теперь я знаю, что хочу на Новый Год.
Мужику 25 лет, блин, а он хочет детскую книжку под названием «Лунный Малыш». Куда катится мир?

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка.

Основоположники: Шарлотта Бюлер, Маргарет Ловенфельд, Карл Густав Юнг, Дора Калфф.

Какой песок используется: речной, мраморный, кварцевый, цветной, разноцветный, кинетический, снежный, искусственный.

Какие виды работы с песком бывают: 1. Рисование на подсвеченной поверхности, на которой можно создавать «песочные мультфильмы», используя специальный пульт для переключения цветов. Каждый цвет, выбранный клиентом, определяет его эмоциональное состояние на текущий момент. Переключая цвета, мы можем снимать напряжение, возбуждение и уравновешивать свои эмоции; 2. Интерактивная песочница, в которой задаются разные игровые программы, на которые можно накладывать истории-сказки, фигурки-куколки, музыку; 3. Рисование цветным песком на художественных планшетах, в которых выбор цвета фона и цвета песка играют особую коррекционную роль; 4. Спонтанное рисование цветным песком на каком-то фоне; 5. Семейное рисование в группах по 8 человек – дети/родители;

Считается, что с помощью цвета мы можем выразить наши чувства и эмоции. Когда люди выбирают цвет фона и цвет песка, то происходит работа с внутренним состоянием, перетрансформация сознания или метаморфоза, превращение, изменение каких-то свойств личности внутри человека. Снимаются стереотипы мышления и видения объектов, происходит психокоррекция. Каждое цветовое поле отражает отдельную зону проблемы человека. Цвета – синий, красный, зелёный, жёлтый, белый, коричневый, чёрный, голубой, оранжевый и другие. Спектр или палитра вариантов красок большая.

Существуют медитативные техники работы с цветовой гаммой, которые были известны ещё в древности. Страны, которые использовали их – это Египет, Тибет, Турция. Уже тогда люди рисовали разнообразные фигурки, орнаменты, узоры на водной глади. С помощью таких своих рисунков человек мог расшифровать свои сновидения. ЭБРУ – правополушарное рисование сегодня очень распространено для релаксации и снятия напряжения. Для выполнения рисунка используются турецкие или специальные краски, деревянное шило, веерообразные кисти, салфетки для вытирания кисти и загущенная жидкость, которая налита в небольшую ванночку. Замешивается смесь в равных пропорциях, которая бывает синтетическая и натуральная, добавление нектара Гевена, растения Астралагус (растёт в Анатолии). По своей консистенции она должна быть вязкой на ощупь. Считается, что плотность воды или её вязкость приближена к состоянию женщины в деторождении (плацента, рождение детей). Вязкость воды способна сохранять качество и форму рисунка. По поверхности воды рисуют красками.

Как создаётся рисунок: Берётся деревянная палочка, опускается в краску, держится в руке параллельно воде, и прямо по поверхности воды ставятся точечки, капельки, затем вытирается «кисть» салфеткой, выбирается другой цвет, и ставится в эти же точечки, и так несколько раз, образуются круги из цветов. Потом палочкой их соединяют между собой, в каждом разноцветном круге точечки, и проводят ею по всем капелькам на поверхности воды. Таким образом, можно сделать прямо на водной глади разные узоры, завитки, спирали, цветочки, орнамент. Что интересно, так это то, что рисунок не растекается, так как загуститель держит его вид, форму. Затем в воду опускается лист бумаги (любой, обычный, синтетический) и узорчатая краска отпечатывается на его поверхности. Подобные украшения можно создавать: на керамике, на сумках, на одежде, на вазах, на шкатулках и т. п.). Рисунок легко переносится и не стирается, так как краски водостойкие. Турецкие краски наиболее подходящие для этого процесса.

Воздействие песочницы: юнгианская (небо/вода – голубые борта и земля – жёлтый песок) – дети/взрослые в группах; чёрно-белая (показывает контрастность состояния, поведения, настроения) – полярность, внутриличностные конфликты, принятие решений; на подсвеченных столах рисуют пальцами обеих рук, кулачками и ладонями (ручной интеллект, подготовка детей к школе) – включение в работу обоих полушарий головного мозга; цветовая песочница поможет человеку выразить (объяснить) своё эмоциональное состояние, свои чувства без слов; переключая цвета при помощи пульта можно снизить возбудимость, агрессивность клиента, подобрав фон, который его успокоит; массажный эффект песка на подушечки пальцев; соединение: массаж ладоней+цвет+музыка и релаксация/медитация; с помощью кинетического песка можно создать (вылепить фигуры) эксперимент, над которым нужно работать в своей жизни (песок мягкий, подвижный);

Обычно клиенту нужно 1- 1,5 для того, чтобы прийти к нужному пониманию своей проблемы (описать свои чувства). Работа с песком сокращает потребность клиента много говорить о себе (рассказывать всю свою жизнь), и застревать на каком-то действии. Песок позволяет своевременно завершить действие и скорректировать его. Соединение мак-карт и песка позволяют клиенту понять то, над чем нужно работать, какие знания находятся в одном положении, почему ступор, куда двигаться дальше, какое решение нужно принять сейчас, и даже отследить временные границы реализации какого-то события.

Игры могут быть: на песке, с песком, в песочнице.

В игре всегда есть правила, а в терапии клиенту позволено делать то, что он хочет.

Задачи работы: дидактические, развивающие, обучающие, коррекционные (логика, математика, пространство, по образу создание и без него, проективные тесты, диагностика, терапевтический анализ, работа со страхами, с адаптацией в социуме).

Для выполнения упражнений понадобится: сухой, мокрый, цветной, кинетический песок.

Песочница — деревянный поднос, размер которого 50 х 70, можно использовать голубого цвета тазик или ванночку, песок, вода и фигурки-игрушки.

Инструменты для работы с песком: воронка, сито, лопатки, камешки, трубочки, фигурки и т. п.

Главная идея работы с песочницей — это создание свободного, защищённого пространства, в котором клиенты (дети/взрослые) могут создавать и исследовать свой мир.

Можно создавать цветным песком: мандалы, узоры, украшения.

Групповая и индивидуальная работа.

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа). Совместная работа – взрослый и ребёнок способствует установлению контакта друг с другом.

Развивающие игры на песке:

— Расстановка фигурок (куколок, героев) на песке, выбор ведущего персонажа, посредника между детьми и взрослыми (фея, гном, набор человечков), проигрывание сказки на песке – участники взрослые и дети;

— Поиск предметов, создание «секретиков», отпечатков пальцев – участники дети от 2-х лет и родители;

— Педагогическая песочница (обучение детей).

Два подхода к работе с песочницей:

  • Sandplay — история, сказка, её путь-развитие, терапия игрой (дети/взрослые).
  • Sandtray — расстановка фигурок на песке, экологический, краткосрочный психоанализ (для взрослых).

Примеры названий проективных игр: «Моя семья», «Мой дом», «Мой мир», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты» и т. п.

Тайна выбора цвета: черный цвет (страх, тайна), коричневый цвет (депрессия), серый цвет (грусть), желтый цвет (достижение цели), красный цвет (активность, импульсивность), фиолетовый цвет (материнство, фантазия, сказка), зелёный цвет (саморегуляция организма), синий цвет (холодность, спокойствие), оранжевый цвет (жизнерадостность).

Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое и эмоциональное здоровье, дарит радость от возможности поиграть с песком.

>3. Основные компоненты песочной терапии

Похожие главы из других работ:

Воспитательные системы и их развитие

§ 2. Основные компоненты системы воспитания

Воспитательная система состоит из совокупности компонентов…

Деловые игры в методической работе

2. Основные компоненты и классификация деловых игр

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры…

Значение педагогического опыта в повышении профессионализма учителя

1.2 Основные компоненты педагогического искусства

Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность…

Логопедические технологии формирования интонационной стороны речи у дошкольников с заиканием

1.1 Интонация и ее основные компоненты

Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Значение интонационной стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, Зайцева Л.А. указывала, что интонационные упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус…

Методология научных исследований в педагогике

2.5 Основные компоненты научного исследования

Тема исследования — лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени…

Общие представления о педагогической деятельности

2. Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности

Структура — это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности — знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований…

Основы взаимодействия учителя иностранного языка с дошкольниками

2.3 Основные компоненты содержания обучения

В содержание обучения дошкольников иностранному языку входят : 1. Сферы общения: игровая, социально-бытовая, социо-культурная. 2. Ситуации общения: (тематика) 3. Языковые средства общения: — лексический материал…

Песочная терапия как вид нетрадиционной лечебной методики

1. Экскурс в истории развития песочной терапии

«right»>В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны…

Песочная терапия как вид нетрадиционной лечебной методики

4. Типы предметов, используемые в песочной терапии

Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр. Они подразделяются на несколько категорий, каждая из которых включает ряд подгрупп. Все предметы должны быть достаточно прочными…

Песочная терапия как вид нетрадиционной лечебной методики

5. Материал, используемый в песочной терапии

Металл Во многих культурах металл рассматривается как эмбрион, зарождающийся в земном чреве. Разные металлы ассоциируются с разными планетами и богами. Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро — с Луной; свинец — с Сатурном, железо — с Марсом…

Понятие педагогической деятельности и ее структура

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: 1. Мотивация. 2. Педагогические цели и задачи. 3. Предмет педагогической деятельности. 4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. 5…

Профессиональное самоопределение старшеклассников

1.2 Понятие профессионального самоопределения и его основные компоненты

Развитие мотивации изучения иностранного языка на основе использования социокультурного компонента

1.3 Основные компоненты содержания обучения иностранному языку

В соответствии с общедидактическим подходом, мы рассматриваем вопрос о содержании обучения. Проблема содержания в методике обучения иностранного языка остается одной из самых актуальных…

Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения

1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других…

Характеристика способов формирования мировоззрения подростков в учебно-воспитательном процессе

1.2 Основные компоненты мировоззрения

В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей…

Оставьте комментарий