Ребенок ворует, что делать?

Что делать, когда ребенок ворует? Решаем проблему системно

Многие родители впадают в панику, когда их ребенок начинает воровать. Что делать? Как его отучить воровать? Это же стыд и позор для всей семьи. Одни родители пытаются отучить ребенка силой, а кто-то решает проблему мирным путем. Но далеко не у всех родителей получается решить эту задачу.
На форумах часто звучат родительские крики о помощи: «Мой ребенок ворует в детском саду игрушки у других детей. Берет все, что не так лежит. Иногда воспитатели успевают это и вовремя забрать, на неделю-две это прекращается, а потом я снова нахожу под его подушкой чужую игрушку. Что делать?»
При мелких случаях родители стараются самостоятельно решить проблему, просто поговорив с ребенком. Да, беседа может помочь, но ненадолго. Что только не советуют таким родителям: запретить воровать, рассказать о последствиях этого поступка для человека, у которого ребенок украл любимую вещь, отрицательно оценить поведение малыша и так далее. Родители приходят в отчаяние, когда «мирные способы» не помогают. А делиться такой проблемой с посторонними им не хочется.

Поэтому, отчаявшись, мамы обращаются за помощью на различные форумы в интернет. Там можно найти даже четкие правила для родителей с указаниями, как нужно действовать, если ребенок украл. Вот, например, «По возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство. Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания или ребенок просто привлекает к себе внимание». Но на самом деле, решить эту проблему родителям под силу и без посторонних советов.
В этой статье вы узнаете о том, почему дети начинают воровать, какие особенности психики таких детей и о том, как правильно развивать своего ребенка, чтобы он не стал вором.

Детское воровство

Каждая мама стремится вырастить здорового, умного малыша. И ее начинает беспокоить любой поступок ребенка, который противоречит правильному воспитанию. Просто любить ребенка бывает недостаточно. Ребенок не всегда растет таким, каким вы его хотите вырастить. Здесь нужен индивидуальный подход, как говорит педагогика.
Зачастую, мы не обращаем внимания, когда ребенок берет без разрешения конфеты с буфета. Когда мы говорим с ребенком, он обещает больше так не делать, но повторяет это снова и снова, сам не понимая почему.
Как объясняют психологи, родители допускают ошибки в воспитании детей — они провоцируют ребенка на воровство. Например, в воспитании отсутствует последовательность: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой — закрывают глаза на его поступок. Или несогласованность требований взрослых, когда папа разрешает, а мама запрещает. Так же влияет пример родителей и двойная мораль — родители внушили ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит».
Ребёнок искренне верит в авторитет и непогрешимость родителей, поэтому следует их примеру и просто не понимает, за что его ругают, ведь он поступает, как мама и папа. Однако сами психологи говорят о том, что причины воровства мало изучены и точно неизвестны.

Индивидуальный подход в системно-векторной психологии

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает более точный подход к воспитанию и развитию детей. Так как делит свойства психики, из которых формируется характер ребенка на вектора. Такие свойства, как подвижность, неусидчивость, гиперактивность свойственны детям с кожным вектором.

Ребенок с любым вектором проявляет свои свойства с самого рождения. Самое первое, что делает кожный ребенок – хватает предметы, мамины пальцы или волосы – это хватательный рефлекс. У ребенка еще нет сознания и мыслей, они только начинают формироваться. С развитием у него появляются первые желания и потребности. Самое естественное желание – получать. Ребенок видит конфету и говорит: «Дай!», и наталкивается на ограничение, запрет мамы – «Нельзя».
Желание ребенка при этом никуда не уходит. Ребенок по-прежнему хочет конфету, но подчиняется маминому ограничению. У животных нет запрета на кражу – они вынуждены воровать еду, чтобы выжить. Это закон природы, закон сохранения себя. Но в человеческом сознании возникает необходимость в ограничении и законе, который это ограничение регулирует.
Поэтому логично было бы заметить, что человек не становится вором, он им рождается и остается таким, если не развивается. У ребенка это поведение нормально по природе, так как ребенок еще не развит и наша основная задача, как родителей и воспитателей – правильно развить ребенка.

Свойства психики ребенка с кожным вектором

Как говорит системно-векторная психология, ребенок с кожным вектором неусидчивый, активный, схватывает все по верхам, имеет логическое мышление и способен отслеживать причинно-следственные связи.
От природы такой ребенок способен экономить время и ресурсы. Если он не видит пользы в том, чем он сейчас занимается, то быстро забросит это дело в сторонку и займется чем-нибудь другим. Будучи маленьким, он только учится использовать свои врожденные способности к самоограничению, поэтому родителям крайне важно правильно направить его развитие. Рожденный вором и жадным, он развивается в свою полную противоположность.
Основной подход к развитию таких детей – это смена деятельности. Дети с кожным вектором не наделены усидчивостью, они быстро устают от монотонной долгой работы, им надоедает долго заниматься. Поэтому ему будет интересно менять деятельность. Например, решив пару заданий, с одинаковым подходом к решению, ребенок уловит связь в решении, поэтому дайте новое задание, усложнив предыдущее. Сделайте уклон на логику и покажите причинно-следственную связь в заданиях. Это поможет развивать логическое мышление ребенка, поддерживать его интерес к занятиям.
Занятия с такими детьми обычно проходят быстро. Лучше не настаивать и заниматься не долго, а регулярно. Покажите ребенку пользу ваших занятий, для чего ему нужно что-либо делать и не забывайте напоминать ребенку предыдущие задачки.

Дети с кожным вектором обожают играть в конструктор. Строить новые модели, делать новые детали, дома – все это развивается и у ребенка останется навык, который он сможет применить, будучи инженером или строителем.

Задания на логику развивают у ребенка логическое мышление и, в будущем, он сможет реализовать свои навыки. То есть, давайте ребенку задачи на изобретательность.

Преступление и наказание. Как кожный ребенок остается вором

Кожных детей ни в коем случае нельзя бить, унижать, орать на них. Это вредит психике любого ребенка. Но ребенок, имеющий кожный вектор, наиболее чувствителен к физическому наказанию, так как имеет очень чувствительную кожу.
Битые дети мгновенно теряют ощущение защищенности и безопасности, которое он ощущает от родителей. Он чувствует агрессию, по отношению к себе от родителей и он будет искать равновесие в своих ощущениях – пытаться выжить так, как умеет, а умеет он это пока на самом элементарном уровне – собирая ресурсы, то есть хватая все, что плохо лежит. На подсознательном уровне запускается первобытная программа – сохранить себя, во что бы то ни стало.
То есть, отсутствие ощущения безопасности означает, что ребенку придется выполнять эти функции самостоятельно, то есть выживать.Но его свойства еще не развиты и ребенок еще не способен обеспечить свое выживание, например, как инженер. А его психика подает сигнал об опасности, и ему приходиться красть, чтобы выжить.
Получая первый сильный удар по чувствительной коже, ребенок снимает стресс, пользуясь этой бессознательной программой – он подворовывает по мелочам (конфеты, игрушки, а позже и деньги). Когда удары продолжаются – это поведение осознается ребенком как единственное, которое помогает выживать. Таким образом, воровство ребенка – это сценарий выживания самостоятельно, поэтому физические меры воспитания только усугубят ситуацию и проблема усложнится.

Когда вы наказываете кожного ребенка – объясните за что это наказание, причины наказания. Самое безопасное для психики наказание – это ограничение ребенка во времени и пространстве. То есть, поставьте его в дальний угол, укажите точное время пребывания ребенка в штрафном углу, ограничьте общение с ним во время пребывания его в наказании.
И ни в коем случае не поддавайтесь на соблазн смягчить наказание и отпустить ребенка раньше времени – он сразу уловит это и будет манипулировать обещаниями, которые не будет сдерживать. Очень важно держать свое слово, иначе вы подадите ему пример, который обязательно будет использован против вас сами. Важно четко дать понять, что его поступок соответствует его наказанию и не может быть прощено.

Дисциплина – заданное свойство кожного вектора

Кожный вектор дает обладателю способность к дисциплине и самодисциплине. Это задано природой, но не обеспечено. Развивать это свойство должны взрослые в период с трех до пятнадцати лет. Уже после 6 лет ребенок учится применять полученные ранее навыки, и если этот навык не привить, то нечего будет и развивать. Поэтому стоит позаботиться об этом заранее, в дошкольный период.
Это один из важнейших навыков кожного вектора. Чтобы помочь ребенку развить эти навыки, установите для него расписание, режим дня и следите за их исполнением. Родителям важно понимать, что доброта и снисходительность идет ребенку во вред и не дает правильно развиваться.

Хороший стимул для развития кожника – это соревнование и конкуренция. Быть на первом месте и быть быстрее всех – вот что имеет смысл для кожника. Необходимо поддерживать в ребенке стремление к здоровой конкуренции. При правильном подходе это станет для ребенка хорошим подспорьем для конструктивной зависти и заложат фундамент для новых успехов и побед в будущем. Превращая свою зависть в полезную деятельность, ребенок сможет достичь успеха в карьере или своем деле.

Итак, как утверждает системно-векторная психология Юрия Бурлана, только в период с 3-х и до 15-ти лет человек способен развить свои свойства. То есть, имея приобретенные навыки в раннем детстве, он и будет двигаться дальше по жизни к успеху.
Поэтому в воспитании любого ребенка важно дать ему необходимое развитие. При поддержке родителей ребенок сможет научиться всему, что необходимо для его полноценного развития.
Только реализованный человек сможет получать наслаждение от жизни. Поэтому, прежде всего, помогите своему ребенку правильно развить свои свойства.

Вот что пишут об этом люди, прошедшие тренинг:

«Кожный ребенок от природы ловкий и изобретательный, прекрасно отзывается на ласку, массаж. Очень любит коммуникации, быстро адаптирует новые ситуации, любит смену обстановки, поездки. И это не случайно, т. к. можно вырастить из него хорошего менеджера, маркетолога, бизнесмена, предпринимателя, поддерживающего постоянные коммуникации и способного принимать быстрые решения. Для тренировки этих свойств не держите его дома с бабушкой, а отведите в сад, пусть учится ранжироваться, договариваться, налаживать полезные связи. Физкультура, эстафеты, музыка, ритмика, танцы, счет – там он будет «ПЕРВЫМ!» Создайте ему конкурентную среду, чтобы он буквально кожей чувствовал конкуренцию среди сверстников, чтобы стремился быть ПЕРВЫМ! Учился выполнять сообща коллективные задачи, и конечно же соблюдал режим, это отличное «лекарство»»
Анастасия А., архитектор
«На сегодняшний день выбор занятия для ребенка, как правило, определяется желаниями родителей, где каждый исходит из своих внутренних побуждений больше, чем из реальных наклонностей ребенка. Узнавая детей по векторам и точно дифференцируя склонности к определенным видам деятельности, родители и педагоги получают возможность избежать множества ошибок. Так, например, пользуясь знаниями Системно-векторной психологии, педагог может набирать группы (любой направленности) качественно, т.е. направлять детей по их свойствам и интересам»
Анастасия Геннадьевна Д., педагог-живописец
Занятия по кожному вектору проходят в цикле бесплатных лекций. Уже сейчас вы можете записаться на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии по ссылке: www.yburlan.ru/training/
Виктория Павлович, гувернер, воспитатель
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Читать также:

Телесные наказания. Бить или не бить, вот в чем вопрос
Удачные дети — везение или ежедневный труд?
Гиперактивный ребенок. Как быть?

У стыдной проблемы есть возраст

Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

Несколько ответов на одно «почему?»

Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

  1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
  2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
  3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

Ну о-о-очень хочется!

Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются. И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом. Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

Краду для самоутверждения

Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала. Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

Свобода выбора

Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать.

Психологически неудовлетворён

Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

Мишень для вымогательства

Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

За компанию

Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

Пробелы воспитания

Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

По горячим следам

Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!

  • Даже если все стрелки указывают на ребёнка, не стоит громко и во всеуслышание кричать, что ему светит тюремное будущее и вор в семье – это позор. Совсем необязательно знать всем окружающим, что произошло.
  • Доставит ли вам удовольствие раскаяние из-под палки? Не пытайтесь силой добиться признания – ребёнок замкнётся, и причину поступка найти будет тяжелее.
  • Не оставляйте случившееся без внимания, иначе это вызовет чувство безответственности и послужит поводом для последующих поступков.
  • Проведите ликбез на тему того, как важно быть честным и уважать собственность других.
  • Предложите ребёнку самостоятельно исправить ситуацию и вернуть взятое. Если стыд не даёт ему сделать первый шаг, предложите свою помощь и сделайте это вместе.
  • Не возвращайтесь к обсуждению поступка после исправления ситуации и сделанных выводов, дав ребёнку шанс стать законопослушным.

Как избежать воровства?

  1. Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
  2. Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
  3. В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».

И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?

Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.

А вы сталкивались с детским воровством? Или может в юности грешили этим сами? Хотелось бы услышать ваши истории в комментариях, ведь пути из сложных ситуаций проще искать сообща.

Уважаемые родители, советую вам почитать и другие статьи о «недетских» детских проблемах:

  • про сквернословие;
  • про ложь;
  • про селфиманию.

На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)

Отличной погоды в доме вам!

Евгения Климкович!

Что делать, если ребёнок ворует деньги?

Этот вопрос оказался для меня лично актуальным, потому что у моей дочери деньги дважды крала её подружка, на три года старше. И я тоже оказалась в патовой ситуации: если своему ребёнку я ещё найду, когда и как всё объяснить, но как поступать с чужим? Надеюсь, что в моей статье и мама той девочки найдёт что-то полезное для себя и сможет уберечь своего ребёнка от больших ошибок в жизни.

Сразу стоит оговориться, что обсуждать мы будем возраст детей от шести лет и старше. Дети младшего возраста ещё не воруют в полном понимании этого слова. У них идёт процесс установления границ «моё-чужое», поэтому это не могут быть осознанные действия, — присвоение чужого. Что нельзя уже сказать о детях, перешагнувших шестилетний возрастной порог. В этом возрасте дети идут в школу, становятся более самостоятельными, независимыми от родителей в психологическом плане и часто руководствуются в своих действиях примером сверстников. В моей истории девочке девять лет. Первое, что мне сказала её мама: «Мне так стыдно!»… Надеюсь только, что от чувства стыда родители в таких случаях быстро перейдут к действиям и помогут своему ребёнку выбрать правильный путь и отношение к таким поступкам. И, кстати, вернут деньги в полном объёме! Ведь мы в ответе за своих детей.

Итак, давайте искать первопричину. Наказание не решает проблему. Психологи выделяют шесть основных мотивов (или причин) воровства среди детей:

1. Недостаток общения с родителями (нет доверия, нет времени для общения);

2. Желание самоутвердиться в глазах взрослых (родителей), предать значимость своему «я»;

3. Незнание границ между «хорошо — плохо», ребёнок может просто не знать, что красть — это плохо;

4. Отсутствие карманных денег или их недостаточность. Об этом я всегда говорю на тренинге «Семейный бюджет»: товарищи взрослые, родители! Давайте своим детям деньги на карманные расходы, предоставляйте возможность их заработать! Конечно, при этом стоит ещё обучить их правильному и бережливому отношению к деньгам.

5. Пример старших. Увы, и это бывает причиной. Сюда же психологи относят фильмы с демонстрацией краж, воровства и т. п. В них не всегда показаны наказания за это. У нас катастрофически мало фильмов, побуждающих детей выбирать границы «хорошо — плохо».

6. Покупка авторитета или школьный «шантаж». Полагаю, всем знакомы ситуации, когда деньги у младших школьников вымогают старшеклассники. Я лично давно не слышала подобных историй в нашем городе. А вот «покупка» авторитета — вполне распространённое явление, когда ребёнок не знает другого способа расположить к себе одноклассников, например. И его выручают молочные коржики из столовой или жвачки.

Итак, дорогие родители! Первое, чего точно нельзя делать, если вы узнали, что ваш ребёнок ворует — это кричать на него и/или бить. Даже наказывать не стоит.

— Ни в коем случае не обзывайте его «вором», «негодяем», «преступником» и т. д. Поверьте, то, что вы уличили его в воровстве, для него уже стресс! И в этом состоянии легко повесить на ребёнка «якорь», — убедить его, что да, он, действительно, вор и негодяй, и это навсегда. Не угрожайте полицией.

— Нельзя постоянно напоминать о произошедшем инциденте, указывать ребёнку снова и снова на то, как он тогда плохо поступил. Таким образом можно сильно навредить ещё не окрепшей психике ребёнка и вселить в него уверенность в своей никчёмности. Не повторяйтесь сами: один раз обнаружили, провели воспитательную работу, исправили ситуацию. И больше эту тему не поднимайте. Забыли.

— Никаких угроз, из ряда «если ты ещё раз…!», «не дай бог, ещё узнаю.!». Внимательный читатель заметит сразу, что в таких угрозах, кроется программа «репит». И ребёнок непременно повторит пройдённый материал, на этот раз более осторожно, чтобы вы не узнали. Не надо таких угроз.

— Никаких «общественных» слушаний, порицаний и публичных казней! Единственное, что из этого выйдет, только то, что ваш ребёнок ещё больше замкнётся в себе и затаит обиду теперь уже на вас. А это проще, чем чувство вины и работа над ошибками. Будучи взрослым ваш ребёнок может сохранить такую «линию защиты»: ты меня обидел больше, поэтому я теперь не виноват! Да и чувство достоинства страдает у ребёнка. И родителю стыд такие методы воспитания.

И не спешите к психологу или «опытным» подружкам, свекрови, тёще или бабушкам. Много достойных психологических пабликов помогут вам построить правильную беседу с ребёнком и найти нужный подход. Это не тот сор, который стоит выносить из избы.

Профилактика

И мой вам добрый совет, как мамы, и по совместительству — финансового консультанта, — знайте место деньгам в доме. И приучайте к этому детей. Деньги не должны валяться небрежно на комоде, в прихожей или на полках, не должны без дела копиться в карманах. Есть кошельки и копилки. Я не говорю о том, что их надо прятать от детей. Я говорю о том, что это проявление бережного отношения к деньгам, которое перенимают наши дети. Они видят, что деньги вам важны, вы их считаете, вы знаете им место.

Второе, друзья!

— Научите ребёнка копить деньги. Если вы сами такого опыта не имеете, начните вместе! Поставьте цели, посчитайте, сколько они стоят. Вам в помощь книга Бодо Шефера «Азбука денег для детей». Она легко читается ребёнком от 8 лет. Читайте книгу вместе, — взрослым там тоже есть, чему научиться! Можете обратиться ко мне, я тоже подскажу пару-тройку идей, как побудить детей к бережному и уважительному отношению к деньгам, — вам это не будет ничего стоить.

— Доверяйте своим детям. Так случается, что воровство порождается тотальным контролем взрослого над ребёнком. Есть родители, которые всегда «знают», что хорошо и плохо для ребёнка и диктуют, что делать. Это так же губительно для ребёнка, особенно подростка, как и полная свобода и бесконтрольность. Детям нужны границы «хорошо-плохо». Вы можете помочь их безопасному установлению. Но не методом «из-под палки» или второй крайности — «запреты не нужны». Иначе ребёнок окажется слабо регулируемым и безответственным. В итоге он не приобретает способности самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и простейшие вещи, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.

— И говорите с ребёнком. Стремитесь к доверительному общению, открытости. Уделяйте время для того, чтобы поговорить и услышать. Вы можете многое предупредить в жизни ребёнка, если станете ему Другом. И ему не будет нужды самоутверждаться в ваших глазах, предавая значимость своему «я» через плохие поступки.

В случае, если вы узнали, что ваш ребёнок ворует, стоит помочь ребенку исправить сложившееся положение, разделить вместе с ним ответственность и предложить решения, натолкнуть его на мысль, оставив окончательный выбор за ним. Безусловно, что теперь это только ваш секрет. И ни с кем его обсуждать не стоит. Вещь или деньги нужно вернуть. Если ребёнок один боится, — идите с ним, поддержка важна. Ни с кем его не сравнивайте в такой ситуации. И когда работа над ошибками в полной мере будет сделана, больше не возвращайтесь к этой теме.

У моей шестилетней дочки новый опыт. Подружка забрала все купюры из копилки. Ксюша каждую свою бумажную «денежку» зарабатывает. У неё есть светлая цель к Новому году. Она очень старается, копит. Не тратит ничего. И я вижу, какое чувство собственной гордости она испытывает от того, что её копилка пополняется. Но она сделала правильный вывод из этой истории:

— Нельзя с друзьями обсуждать свои «денюжки» и мечты; — Копилки надо убирать, чтобы их не было видно; — Купюры лучше держать в конверте или кошельке.

Полагаю, такой ценный урок ей ещё дёшево обошёлся!

Эту статью я писала для регионального интернет-издательства. И она получила широкий отклик у читателей. Полагаю, приведённая здесь информация актуальна для каждого родителя и будет полезна для пользователей «Мела».

Оставьте комментарий