Розничный магазин

Особенности

Исходя из того, что реализация в розницу ведется через предприятия розничной торговли, которые требуют содержания торговых площадей, обширного штата работников, большого количества товаров в наличии в зале и на складе, стоимость продукции возрастает. Для покрытия издержек и извлечения прибыли применяется торговая наценка (маржа). Величина торговой наценки регулируется общим состоянием рынка или государственным регулированием цен (на некоторые категории товаров и услуг). На товары (услуги), не входящие в категорию регулируемых государством, наценка в среднем может составлять от 30 % до 200 % и более.

Чаще всего для подтверждения факта покупки на предприятиях розничной торговли используют кассовый аппарат (за исключением случаев, когда использование кассового аппарата не представляется возможным или при продаже через торговый автомат), печатающий 2 чека. Один при этом выдается покупателю, а второй хранится у продавца.

Кассовые чеки должны содержать:

— название предприятия, осуществляющее торговлю

— стоимость товаров (услуг)

— сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки налога

— дату и время продажи

Кроме того, кассовый чек может содержать перечень приобретенных товаров. Если перечня покупки в чеке нет, то к нему может прилагаться накладная и/или счет-фактура с конкретизацией приобретенных товаров.

Классификация розничных торговых предприятий

С переходом к рынку структура розничных торговых предприя­тии претерпела заметные изменения. Они существенно различают­ся между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию. Торговая сеть классифицирует­ся по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов. По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты про­дажи (автомагазин), розничные рынки и др.

По предлагаемому ассортименту товаров, магазины классифици­руются на:

­ узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);

­ специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);

­ универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);

­ комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);

­ смешанные (продовольственные и непродовольственные то­вары).

Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12-15% от суммы их продажи (специализированных и универсальных мага­зинах — 30-40%). Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, по­скольку организуют свою деятельность с минимальными издерж­ками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми ус­лугами, имеют простое оборудование. Автомагазины в основном предназначены для обслуживания отдаленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой. В последнее время все большее распространение получают роз­ничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно ши­рокий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут вхо­дить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фир­менные товары. Рынки обладают способностью действовать и адап­тироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между роз­ничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию различий в ценах на товары.

К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:

1. соотношения различных типов магазинов;

2. используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;

3. удельный вес продовольственных товаров повседневного спро­са в общем объеме продовольственных товаров;

4. товарооборот продовольственных и непродовольственных то­варов, приходящийся на 1 м2 торговой площади.

Под рациональным размещением розничной торговой сети под­разумеваются равномерность и ступенчатость расположения мага­зинов. Основными факторами, влияющими на размещение магази­нов, являются:

— градостроительные (величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, ориентация на перспек­тиву поселения);

— транспортные (направления и интенсивность потоков движе­ния общественного и индивидуального транспорта);

— экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);

— социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).

Розничные торговые предприятия — основа материально-технической базы торговли, завершающая процесс обращения товаров, доводя их до непосредственных потребителей.

Классификация розничных предприятий:

1. По видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины):

— 90% — магазины, с набором помещений, оборудования. Размещаются в капитальных стационарных зданиях;

— магазины-склады — торговля стройматериалами, топливом. В основном навесы, площадки и помещения;

— павильоны, палатки, ларьки, киоски — это сооружения легкой конструкции с более узким ассортиментом и меньшими удобствами;

— автомагазины — передвижная торговля для жителей небольших населенных пунктов, а также работников полевых станов, пастбищ.

2. По форме обслуживания:

— магазины самообслуживания;

— магазины торгующие через прилавок обслуживания.

3. По объемно-планировочному решению:

— отдельно-стоящие;

— встроенно-пристроенные;

— торговые комплексы (одноэтажные, многоэтажные, с подвалами и без них).

4. По функциональным особенностям:

­ стационарные;

­ передвижные;

­ сезонные;

­ посылочные;

­ комиссионные.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых и технологических функций.

Торговые функции магазинов:

­ изучение покупательского спроса;

­ составление заявокна товар;

­ формирование ассортимента;

­ реклама товаров и услуг;

­ продажа товаров (предложение, оказание помощи в выборе, расчетные операции).

Технологические функции магазинов:

­ прием товаров по количеству и качеству;

­ обеспечение хранения товаров;

­ выполнение доработки (фасовка, упаковка);

­ внутри магазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Кроме того, функции дополнительных услуг: (прием предварительных заказов, доставкана дом); объем, и характер выполняемых услуг зависит от типа, размера, технической оснащенности магазина хозяйственной самостоятельности (оптовые закупки, управление филиалами, выездные точки и т. д.).

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реа­лизацией продукции конечному потребителю, что является завер­шающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предме­том розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг по­купателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами вре­мени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровожда­ются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервис­ным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

удовлетворение потребностей населения в товарах;

доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

поддержание баланса между предложением и спросом;

воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

В зависимости от предназначения продукции предусматриваются следующие виды ее реализации:

интенсивная — при продаже товаров повседневного спроса;

нацеленная — при продаже товаров конкретной группе покупателей;

единая — при продаже товаров в основном для всех покупателей, характеризуется широким воздействием рекламных мер;

прямая — при продаже средств производства и сырья;

селективная — при продаже обычно престижных товаров, требующих специального сервисного обслуживания или установки дополнительных комплектующих изделий повышенного спроса.

Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупате­лей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.

Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое пред­приятие достигает своей цели. По своему экономическому содержа­нию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборот­ных средств, должен компенсироваться продажей товаров. В услови­ях рынка необходимо реально оценивать динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.

Задачами розничного торгового предприятия в новых условиях хозяйствования являются:

— изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;

— определение ассортиментной политики;

— формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;

— обеспечение заданного товарооборота материальными и трудо­выми ресурсами.

При этом особое внимание уделяется взаимодействию рознич­ного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.

Исходя из задач розничной торговли коммерческая работа осуществляется в следующих направлениях:

— формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;

— развитие закупочной деятельности;

— организация хозяйственных связей с поставщиками;

— осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровожда­емого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;

— обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.

Коммерческая деятельность в розничной торговле должна разви­ваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности рознич­ного торгового предприятия. Она является экономическим обосно­ванием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит кон­трольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов.

Итак, основные цели коммерческой работы заключаются в обес­печении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования предприятий розничной торговли. Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости. Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий дина­мизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состо­янии, что составляет основу функционирования розничного торго­вого предприятия.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения магазинов.

Размещение магазинов увязывается с:

— градостроительными;

— транспортными;

— социальными;

— экономическими факторами.

Градостроительные — величина города, плотность населения, размещение мест труда, административных, культурных, спортивных центров.

Транспортные факторы — направления и интенсивность основныхпотоков движения общественного и индивидуального транспорта.

Экономические — достижение необходимой эффективности капиталовложений на строительство магазинов и оптимального уровня их доходности.

Социальные — обеспечение снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня торгового обслуживания.

Следующие принципы размещения:

Равномерность — т.е. равномерно по всей территории города с учетом плотности населения и применяется он к магазинам типа «товары повседневного спроса».

Групповое размещение — территориальное сближение магазинов разного товарного профиля (небольшие магазины) для комплексного обслуживания -хлеб, молоко, овощи и т.д.

Существует функциональная система размещения магазинов:

Местного значения — по продаже товаров повседневного и частного спроса, располагают в жилой зоне города (жилых комплексах) в пределах пешеходной доступности с радиусом обслуживания — 500 м.

Городского значения — с максимальным выбором товаров и услуг. Это универмаги, «Гастроном», специализированные магазины.

Магазины в составе торговых центров — комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, размещенных в одном здании.

Торговая сеть планируется с учетом функциональной роли сельских населенных пунктов (делятся на типы):

районные центры (административные экономические и культурно-бытовые центры обслуживания);

межхозяйственные центры (поселки, крупные села без административных функций);

внутрихозяйственные центры (центральная усадьба, отделения бригады;

рядовые населенные пункты (мелкие поселения).

Планируется торговая сеть соответственно:

«Универсамы» (250 — 850 м2); — «Универмаги» (650 — 3500 м2); «Продукты» (150 — 250 м2); — «Сельхозпродукты», «Хозтовары», «Культовары (100-400 м2).

Для населенных пунктов, где проживают свыше 100 чел. — магазины «товары повседневного спроса» (25, 50, 75 м2).

Контрольные вопросы

1. Какие основные цели и задачи поставлены для изучения дисциплины «Организация обслуживания»?

2. Какие законодательные акты регулируют деятельность субъектов предпринимательской деятельности (СПД)?

3. В чем различие юридического лица от физического?

4. Какие документы необходимы для регистрации юридического лица?

5. Какие документы необходимы для регистрации физического лица?

6. В каких органах проводиться регистрация физического или юридического лица, какова их специфика?

7. В каких случаях регистратор имеет право отказать в регистрации физического или юридического лица?

8. Периоды регистрации физического и юридического лица, конечный результат регистрации.

9. Что такое лицензия и сколько видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию?

10. Порядок получения лицензии.

11. Сколько счетов может открыть юридическое или физическое лицо, и в каких банках?

12. Порядок открытия счета в банка.

13. Какие основные формы розничной торговли вы знаете?

14. Раскрыть сущность системы розничной торговли в Украине привести примеры.

Оставьте комментарий