Самооценка у дошкольника

Содержание

Формирование адекватной самооценки у дошкольников

Алина Лозовая
Формирование адекватной самооценки у дошкольников

Материалы семинара по теме

«Формирование адекватной самооценки у дошкольников»

Социальный педагог МБДОУ «ЦРР – Д/С №73»

Лозовая А. Г.

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни от этого будет зависеть успешность человека.

Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми, в первую очередь родителями, и сверстниками. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрени -они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Пятилетний ребенок, оценивая свои практические умения, преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме, как раньше. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.

Самооценка динамична: она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватными (завышенными или заниженными). Неадекватность самооценки- один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М. И. Лисиной).

Адекватная самооценка формируется, если:

• родители уделяют ребёнку достаточно много времени;

• оценивают положительно, но не выше, чем большинство

сверстников;

• часто поощряют / не подарки/;

• наказывают в виде отказа от общения;

• адекватно оценивают физические и умственные данные;

• прогнозируют хорошие успехи в школе

Дети с адекватной самооценкой:

• анализируют результаты деятельности;

• пытаются выяснить причины неудач;

• уверены в себе, активны

• быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;

• настойчивы в достижении цели;

• стремятся к сотрудничеству;

• общительны и дружелюбны.

Завышенная самооценка формируется, если:

• родители уделяют ребёнку очень много времени;

• оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников;

• очень часто поощряют, / в том числе подарки/;

• редко наказывают;

• очень высоко оценивают физические и умственные данные;

• ожидают отличные успехи в школе.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой:

• очень подвижны, не сдержаны;

• быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;

• часто не доводят начатое дело до конца;

• не анализируют свои поступки;

• не осознают своих неудач;

• склонны к демонстративному поведению, доминированию.

Заниженная самооценка формируется, если:

• родители уделяют ребёнку очень мало времени;

• оценивают ниже, чем большинство сверстников;

• не поощряют;

• часто наказывают, упрекают;

• низко оценивают физические и умственные данные;

• не ожидают успехов в школе и в жизни

Дети с заниженной самооценкой:

• нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны;

• готовы расплакаться в любой момент;

• тревожны, не уверены в себе;

• трудно включаются в деятельность;

• заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными;

• имеют низкий социальный статус в группе сверстников

Заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности до проявления агрессии.

Негативная самооценка может привести к:

• Развитию нерешительности, застенчивости.

Ребенок может избегать ситуаций, в которых нужно проявлять речевую активность, отказываться от ведущих ролей в играх.

• Эмоциональной неустойчивости (обидчивости).

Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.

• Страхам.

Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т. п.

• Тревожности. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми.

• Конфликтности. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.

• Агрессивности.

Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т. п.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.

• Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

• Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните – похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

• Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.

Не допускается негативная оценка действий ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях. Из-за этого формируется низкая самооценка, вызванная отношением взрослых, а также начинается невротическое развитие ребенка.

Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, упрямство, зависть.

Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию. Это дестабилизирует личность.

При работе с детьми необходимо всегда помнить следующие правила:

1. Положительно оценивайте ребенка как личность, демонстрируйте доброжелательное отношение к нему.

Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»).

2. Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки.

(«Работа хорошая, но зайчик у тебя, Ванюша, сегодня не получился»). Но результаты работы ребенка, занижающего свои возможности, сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера»). Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой.

3. Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения

(«Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?», «Посмотри, ты нечаянно толкнул Машу, она заплакала. Подумай, как надо поступить в этой ситуации?»).

4. Обязательно выражайте уверенность в том, что у ребенка все получится

(«Завтра зайчик выйдет красивым», «Ребята, завтра Саша не будет больше обижать девочек»).

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

При попустительском стиле руководства педагог стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний. Непоследовательный стиль характерен тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.

Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию.

Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины. Специалисты считают, что педагог окажет позитивное воздействие на самооценку своих питомцев, если, взаимодействуя с ними, научит гордиться тем, что каждый из них умеет делать хорошо, помогая осознать тем самым своилллспособности.

Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.

Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.

Улыбка, похвала, одобрение — все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ.

Формированию положительной самооценки и Я-концепции педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.

Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников и другим путем — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.

Педагогам необходимо знать и помнить, что все оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Оценка дошкольником себя происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно.

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции».

Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

Формирование адекватной самооценки,и умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия — основа формирования самоконтроля и самооценки.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Памятка для педагогов

Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.

Игра «Мое имя». Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что, имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным.

Игра «Связующая нить».

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игра «Возьми и передай».

Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Настроение».

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

Игра «Комплименты».

Цели: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза cоceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе.». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Упражнение «Назови и покажи».

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает — все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один — котенок, второй — его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

«Проигрывание ситуаций» Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

— Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

— Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

— Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

«Зеркало» В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее — поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену.

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.
В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается.
Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

Дифференцированная самооценка

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
Задание по предмету «Детская практическая психология»
Тема: «Программа по формированию дифференцированной самооценки у детей среднего дошкольного возраста».
Студентка
Бисимбаева Айна
Факультета дошкольной
педагогики и психологии
2курса 204 группы
Очного отделения
Москва, 2015
План
1) Понятие дифференцированной самооценки
2) Формирование дифференцированной самооценки
3) Занятия
a) Цели занятия
b) Задачи занятия
c) Методика проведения занятия
d) Ожидаемые результаты
4)Выводы
Понятие дифференцированной самооценки.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди другихлюдей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация,наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность само оценивания.
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — егоотношение к себе как меру удовлетворенности собой.
В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое .Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.
Основу когнитивного компонентасамооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.
Формирование самооценки.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет неучитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.
Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя,на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется сбольшим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных).
Занятия.
Занятия, направленные на формирование дифференцированной самооценки ребёнка дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю(5 недель) в группах по 15-20 человек.
Занятие № 1.
Цели: Установление контакта…

/ Ответ на экз, 1ый семестр (Ермолович ДВ) / 49. Самосознание личности и его основные компоненты

49. Самосознание личности и его основные компоненты

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.

По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.

В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.

На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я». В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Тревога и страх — основные компоненты ряда психических заболеваний. Тревожные состояния при различных заболеваниях не поддаются лечению одними и теми же препаратами. Например, анксиолитики бензодиазепинового ряда, применяемые для лечения генерализованной тревоги, малоэффективны при панических состояниях и фобиях.

Анксиолитики бензодиазепинового ряда — большая группа препаратов, широко применяемых в медицинской практике. Рецепторы, с которыми взаимодействуют эти соединения, оказались широко распространены в различных структурах мозга. Поскольку не были известны внутренние лиганды этих рецепторов, их обозначили как рецепторы диазепама (одного из распространенных представителей этой группы), или бензодиазепиновые рецепторы.

Участок связывания бензодиазепинового рецептора — компонент ГАМКД-рецептора, причем сама ГАМК «не конфликтует» с бензо-

через соответствующий канал при активации ГАМКА-рецептора в результате увеличения вероятности (и как следствие частота) открывания С1 -каналов.

Выделено несколько эндогенных лигандов бензодиазепиновых рецепторов: во-первых, большой пептид, эндозепин, и его фрагменты, содержащие 18 и 6 аминокислотных остатков. Взаимодействуя с бензо- диазепиновыми рецепторами, они тормозят открытие С1

-канала. Во- вторых, непептидные соединения, производные (3-карболинов, которые оказывают влияние на поведение животных, обратное действию ГАМК и ее аналогов. Они вызывают беспокойство, проявления страха, снижают судорожный порог, а в экспериментах на грызунах регистрируется проконфликтное поведение. Бензодиазепины и p-карболины — агонисты бензодиазепиных рецепторов, но поскольку р-карболины вызывают эффект, противоположный действию бензодиазепинов, их называют «обратными» агонистами. Активность как агонистов, так и «обратных» агонистов бензодиазепиновых рецепторов зависит в основном от состава субъединиц ГАМКА-рецепторного комплекса (см. п. 8.2).

Антагонист бензодиазепиновых рецепторов, флумазенил (ими- дазобензодиазепин), блокирует действие как агонистов, так и «обратных» агонистов этих рецепторов. Он уменьшает тревогу, вызванную предварительным введением животным «обратных» агонистов. При внутривенном введении он снижает и седативный эффект бензодиазепинов, поэтому может быть перспективным для клинического использования.

Полагают, что в тех случаях, когда бензодиазепины эффективны при лечении тревожных состояний, причиной тревоги может быть либо пониженная активность эндогенных лигандов агонистов бензодиазепиновых рецепторов, подавляющих тревогу, либо повышенная активность эндогенных лигандов «обратных» агонистов, вызывающих тревогу.

Определенную роль в возникновении тревожных состояний играют моноамины норадреналин и серотонин. Однако поведенческие проявления усиления и снижения как норадренергической, так и се- ротонинергической медиации весьма противоречивы. Так, стимуляция голубого пятна у приматов приводит к изменениям поведения, характерным для угрожающих ситуаций. Иохибин, увеличивающий, как полагают, высвобождение норадреналина из пресинаптической терминали, вызывает у человека анксиогенный эффект. Имеются данные о том, что бензодиазепины уменьшают содержание продуктов обмена норадреналина, а также фазические разряды норадренер- гических нейронов голубого пятна на фоне действия стрессорных стимулов.

Противоречивы сведения и о том, что усиление или дефицит се- ротонинергической передачи способствует развитию тревожного состояния. С одной стороны, введение 5-гидрокситриптофана, предшественника серотонина, вызывает тревогу у человека. С другой — избирательные ингибиторы нейронального захвата серотонина, которые увеличивают серотонинергическую передачу при хроническом введении, используются при лечении тревожных состояний. Истощение депо серотонина с помощью р-хлороамфетамина (рСРА) или повреждение 5,7-дигидрокситриптамином дорсальных ядер шва в экспериментах вызывало у грызунов состояние, подобное тревоге. Агонист 5НТ1Д-рецепторов буспирон снимал анксиогенный эффект 5-гидрокситриптофана у крыс, а активация постсинаптических 5НТ2- и 5НТ3-рецепторов приводила к анксиогенным эффектам.

В целом противоречивость данных о роли серотонина в проявлениях тревоги можно объяснить большим количеством подтипов серотониновых рецепторов. Разные компоненты серотонинергичес- кой системы мозга играют различную роль в поведении.

Несмотря на противоречивость все эти данные свидетельствуют об определенном вкладе норадренергической и серотонинергической систем в регуляцию тревожных состояний. Обе моноаминергические системы могут дополнять друг друга. Активация 5НТ2- и, возможно, 5НТ3-рецепторов в терминальных полях увеличивает высвобождение норадреналина, соответственно блокада пресинаптических 5НТ|Д-ре- цепторов и возбуждение 5НТ2-рецепторов увеличивают активность норадренергических нейронов голубого пятна. Гиперактивность пресинаптических а2-адренорецепторов и гипоактивность а,-адренорецепторов снижают высвобождение серотонина из пресинаптической терминали. В соответствии с гипотезой Дж. Грея (J. Gray), восходящие норадренергические и серотонинергические входы в септогиппокампальную область активируют «поведенческую тормозную систему», которая подавляет начатые действия и увеличивает «бдительность» (тревожность), что показано в многочисленных моделях тревоги на животных. Более того, бензодиазепиновые транквилизаторы предотвращают активацию «поведенческой тормозной системы», подавляя моноаминергическую передачу в гиппокампе.

В последние годы накоплено немало данных о модулирующем влиянии некоторых нейростероидов и нейропептидов на различные состояния тревоги. Так, стероид прегнанолон усиливает действие

ГАМК, опосредованное ГАМКл-рецепторами. Он обладает анксиолитическим и снотворным эффектами. Хорошо известна роль кор- тикотропин-рилизинг фактора (КРФ) в стрессовой реакции. Этот гормон взаимодействует также с моноаминергическими системами мозга. В доклинических исследованиях у него была выявлена анк- сиогенная активность. Нейропептид холецистокинин-4 (ХЦК-4), взаимодействуя со специальными ХЦКВ-рецепторами, вызывает беспокойство, страх, провоцирует паническое поведение у людей и животных, антагонисты этих рецепторов проявляют анксиолитическое действие в некоторых состояниях, включая тревогу при алкогольной абстиненции. Нейропептид Y проявляет анксиолитический или анксиогенный эффект в зависимости от дозы.

Таким образом, в развитии симптомов тревоги, страха, беспокойства существенную роль играют дисфункции в бензодиазепин/ГАМК- рецепторном взаимодействии, дополнительный вклад в патологическое состояние вносят нарушения функций медиаторных систем норадреналина и серотонина, а также ряд нейропептидов и нейростероидов.

Основные компоненты языка UML

Язык UML представляет собой общецелевой язык визуального моделирования, который разработан для спецификации, визуализации, проектирования и документирования компонентов программного обеспечения, бизнес-процессов и других систем.

Язык UML основан на некотором числе базовых понятий, которые могут быть изучены и применены большинством программистов и разработчиков, знакомых с методами объектно-ориентированного анализа и проектирования. При этом базовые понятия могут комбинироваться и расширяться таким образом, что специалисты объектного моделирования получают возможность самостоятельно разрабатывать модели больших и сложных систем в самых различных областях приложений.

Конструктивное использование языка UML основывается на понимании общих принципов моделирования сложных систем и особенностей процесса объектно-ориентированного анализа и проектирования в частности. Выбор выразительных средств для построения моделей сложных систем предопределяет те задачи, которые могут быть решены с использованием данных моделей. При этом одним из основных принципов построения моделей сложных систем является принцип абстрагирования, который предписывает включать в модель только те аспекты проектируемой системы, которые имеют непосредственное отношение к выполнению системой своих функций или своего целевого предназначения. При этом все второстепенные детали опускаются, чтобы чрезмерно не усложнять процесс анализа и исследования полученной модели.

Другим принципом построения моделей сложных систем является принцип многомодельности. Этот принцип представляет собой утверждение о том, что никакая единственная модель не может с достаточной степенью адекватности описывать различные аспекты сложной системы.

Еще одним принципом прикладного системного анализа является принцип иерархического построения моделей сложных систем. Этот принцип предписывает рассматривать процесс построения модели на разных уровнях абстрагирования или детализации в рамках фиксированных представлений. При этом исходная или первоначальная модель сложной системы имеет наиболее общее представление (метапредставление). Такая модель строится на начальном этапе проектирования и может не содержать многих деталей и аспектов моделируемой системы.

Рис. 3.1.Общая схема взаимосвязей моделей и представлений сложной системы в процессе объектно-ориентированного анализа и проектирования

Таким образом, процесс ООАП можно представить как поуровневый спуск от наиболее общих моделей и представлений концептуального уровня к более частным и детальным представлениям логического и физического уровня. При этом на каждом из этапов ООАП данные модели последовательно дополняются все большим количеством деталей, что позволяет им более адекватно отражать различные аспекты конкретной реализации сложной системы. Общая схема взаимосвязей моделей ООАП представлена на рис. 3.1.

Вопрос 32. Образ «Я» и самооценка личности как основные компоненты самосознания

Психологический термин Я в русском языке неоднозначен.

С одной стороны, Я — это, как уже говорилось, результатвыделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физическиеи психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное Я человека является для негои объектом самопознания.

В этом случае в состав Я человека входит его самовосприятиеи самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности. Это своеобразная психология и философия собственного Я. В соответствии со своей Я-концепцией человек и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.Каждый из нас не только видит себя определенным образом,но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект Я называется самооценкой.

Использование этих положений позволяет выявить общую оценку, которую индивид дает себе. По данным исследований, люди с высокойсамооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, принимают во внимание мнения других людейдля увеличения своих успехов, хорошо справляются с труднымиситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, неочень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистическиецели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику илидругие виды негативной обратной связи.

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфические, парциальные, оценки своих способностей в отдельныхсферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален.Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, нознать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.Исследования показывают, что уровень самооценки личностисвязан с когнитивными аспектами Я-концепции.Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определеннуюи устойчивую Я-концепцию, чем люди с высокой самооценкой.Я-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, является менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие отом, что именно уверенность в себе является причиной высокойсамооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенностив себе).

Итак, можно предположить, что первым компонентом высокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере,размышление о знании себя.

Другим детерминантом уровня самооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, способ, посредством которого индивид «организует» позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет не толькоо том, что все количество позитивной информации сравниваетсяс количеством негативной информации, что в целом определяетуровень самооценки. Главное здесь — как это знание о себе «организовано». Некоторые индивиды проявляют тенденцию подразделять информацию о себе на отдельные позитивные и негативные категории («Я хороший» и, наоборот, «Я нехороший»).

Другие же имеют обыкновение формировать ментальные категории, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной информации о себе. Исследования показывают, что если людипроявляют тенденцию подразделять в пределах своей Я-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и перваячаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты Я являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную можетбыть частью процесса, способствующего исключению в концеконцов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь,удаляет такую информацию из Я-концепции. С другой стороны,людям, которым негативные аспекты Я кажутся более важными,психологически более приемлемо смешивать в своем сознаниивместе позитивные и негативные аспекты Я.

Основные компоненты компьютера.

Персональный компьютер (ПК) в минимальной конфигурации имеет в составе четыре основных части: монитор, клавиатуру, мышь и системный блок.

Монитор ПК является устройством визуального отображения процессов работы ПК аналогично телевизионному приемнику. Клавиа­тура предназначена для ввода в ПК числовой, текстовой информации и команд, а на мониторе отображается процесс работы компьютера в графической и (или) тексто­вой формах. Мышь – ручной манипулятор, предназначенный для указания различных графических объектов на экране монитора и выбора на нем команд управления информационными процессами компьютера.

Центральная часть персонального компьютера — это систем­ный блок, поскольку в нем располагаются его основные компоненты по обработке информации. К сис­темному блоку можно подключить множество различных внешних устройства для ввода/вывода информации, таких, как:

принтер для вывода на печать текстовой и графической информации;

сканер — устройство для ввода (сканирования) изображений с бумаги или слайдов в дискретной форме;

факс-модем — для подключения компьютера к телефонной линии для выхода к локальным или глобальным компью­терным сетям (с помощью факс-модема можно передать любую информацию на другой компьютер, также имеющий в своем составе факс-модем и расположенный в тысячах километров от передающего, или передать факсимильное сообщение на обычный факс-аппарат);

звуковые колонки для воспроизведения звукового сопровождения или эффектов (при наличии звуковой карты);

видеокамеру для ввода в компьютер видеоизображений (при наличии специальной карты);

джойстик — манипулятор в виде ручки с кнопками, для управления объектами в мультимедийных приложениях;

широкую гамму различного типа внешних накопителей данных для сохранения информации;

графопостроитель (плоттер) для вывода чертежей на бумагу;

дигитайзер (графический планшет) для цифрового ввода в компьютер различных контурных изображений (чертежей, географических карт и т.п.) по точкам и для оцифровки про­извольных рисунков;

другие устройства, использующиеся в программах виртуальных игр, например, шлем вир­туальной реальности, руль, педали и т.п.

Многие внешние устройства подключаются к компьютеру через его типовые разъемы, для других уст­ройств необходимы дополнительные электронные платы (контроллеры), сопрягающие работу устройства с ПК.. Контроллер монитора, например, называют видеоадаптером или видеокартой.

Обзор системного блока и его функций следует начать с его корпуса.

Корпус системного блока компьютера.

В корпусе системного блока, центрального в компьютере, располагаются все его важнейшие компоненты:

материнская (системная) плата, на которой устанавливаются и подключаются все остальные платы и мик­росхемы (микропроцессор, оперативная память, контролеры различных устройств и т. д.);

накопитель на жестком магнитном диске (винчестер).

дисководы для чтения и записи гибких магнитных дисков, магнитооптических дисков, компакт-дисков и дисков DVD;

блок питания, преобразующий напряжение сети в постоянный ток низкого напряже­ния для питания компонентов компьютера;

индикаторы и выключатели .

На лицевой части корпуса обычно располагаются дисководы для чтения дискет и компакт-дисков, световые индикаторы, кнопки для включения и перезапуска компьютера. На задней стороне корпуса находятся разъемы для подключения монитора, клавиатуры, мыши и других внешних устройств.

Корпус системного блока может располагаться на столе горизонтально — Desktop ( — настольный) или- Slim ( — худой), а мо­жет стоять вертикально в виде башни-Tower (- башня) . Корпус в виде башни занимает меньше места на рабочем столе, его можно выполнить большей высоты и разместить в нем большее количество устройств. По физическим размерам корпус-башня системного блока может быть типа Minitower — Мини-башня, Middletower — Средняя башня и Bigtowor — Большая башня. Корпус типа Slim используется в компьютерах, имеющих минимальный набор компо­нентов, например, в рабочих станциях локальной сети. В корпусе Slim можно установить материнскую плату только определенного размера. установить материнские платы АТХ, Baby-AT или полноразмерную плату AT.

Металлический корпус не только защищает расположенные в нем компоненты персо­нального компьютера, но и является полноправным функциональным элементом, слу­жащим основой для последующего расширения и обновления (апгрэйда) системы, а также поддержания температурных режимов внутренних блоков с помощью вентиляторов (кулеров).

Блок питания встроен в корпус нераздельно. Основная задача блока питания — преобразование напряжения сети 220-240 В в напряжение питания конструктивных элементов компьютера ±12 и ±5 В. Современные импульсные блоки питания весят намного меньше, чем трансформаторные. С введением напряжения +3,3 В стандарт АТХ возник другой набор управляю­щих сигналов, отличающийся от формируемых обычными стандартными системами. В корпусах не АТХ— стандарта вентиляторы располагаются на тыльной стенке корпуса блока питания, и воздух вдувается снаружи. Преимуществом такого расположения вентилятора является уменьшение загрязнения внутренних узлов персонального компьютера, поскольку в кор­пусе создается избыточное давление, и воздух выходит через щели в корпусе..

Особенности личностных качеств умственно отсталых детей

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.

Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие «умственно отсталый ребенок» в отечественной и в зарубежной дефектологии. Органическое поражение мозга. Психология умственно отсталого ребенка. Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы, формирования самооценки и уровня притязаний.

Роль эмоциональной сферы в развитии личности ребенка. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Организация и методики проведения обследования особенностей эмоциональной сферы и специфики общения умственно отсталых младших школьников.

Самооценка: определение, основные подходы, составляющие. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Результаты исследования особенностей самооценки умственно отсталых детей.

Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Развитие психики умственно отсталого ребёнка.

Олигофрения, ее признаки, этиология и распространенность. Основные степени умственной отсталости. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей. Особенности психического и моторного развития умственно отсталого ребенка в младенчестве.

Сущность различных сторон психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей разных клинических групп, роль степени недоразвития речи, причины возникновения фенилнилкетонурии.

Воля как свободный выбор, произвольная мотивация, форма психической регуляции. Этапы изучения воли. Классификация волевых качеств личности. Нарушения произвольного управления психическими процессами и развития волевой сферы у умственно отсталых детей.

Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия пространства и времени. Основные средства коррекции недостатков восприятия умственно отсталых детей.

Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот с нарушением интеллекта. Исследование уровня тревожности. Механизм формирования агрессивного поведения умственно отсталых детей. Специфика развития самооценки, ее влияние на успехи в обучении и общении.

Изучение возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Факторы формирования самооценки в детском возрасте.

Второй и третий компоненты самооценки

Второй компонент самооценки – это представление о себе.

Представление о себе – это наше видение собственных поступков, собственной деятельности. Это зеркало, в котором мы видим отражение своих личностных качеств. Это представление о себе регулирует нашу деятельность и поведение. Мы смотрим в это зеркало, прежде чем совершать что-либо. Все в нас: походка, манера говорить, поза, взаимоотношение с другими людьми согласуется с представлением о себе. Поэтому, чтобы изменить внешнее поведение, нужно изменить это внутреннее представление о себе.

Опыт и исследования в психологии представления о себе показывают, что смена отражения в зеркале личностных качеств может привести к колоссальным переменам во внешнем поведении человека. Мы можем заменить старую неблагоприятную картину новой, положительной, где мы изображены как успешные и уверенные в себе люди.

Третий элемент самооценки – самоуважение.

Самоуважение – это корень самооценки, центральный компонент личности. Практически все современные школы психологии соглашаются, что самоуважение наиболее важный, решающий из факторов, который определяет поведение человека. Самоуважение – это наше мнение о себе.

Если наш идеал, о котором говорилось, может быть абстрактным образом, и наше представление о себе может не соответствовать представлению о нас других людей и не быть основанным на реальности, то наше самоуважение это явление истинное и постоянное. Оно может быть высоким или низким, но оно непременно истинно.

Лучшее определение самоуважения – это степень удовлетворенности собой. Степень удовлетворения собой это то, как мы заявляем о себе. То, насколько мы довольны собой, определяет нашу эффективность и наши успехи на любом поприще. Насколько мы довольны собой как сотрудником, родителем? Насколько мы довольны своей внешностью и здоровьем, своими отношениями с окружающими? Насколько нам нравятся наши ораторские способности и чувство юмора, наша обучаемость – все эти факторы определяют нас как личность. От них зависит наше поведение и наша эффективность.

Оставьте комментарий