Семейное обучение

Семейное образование

Семейное образование — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.

Ребёнок может быть прикреплён для прохождения аттестаций к любой школе. Если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству.

Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года.

Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

Выбрав семейную форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирая учебные материалы и график обучения.

Главными принципами семейного образования являются:

— приоритет семьи в образовании ребёнка, право семьи выстраивать образовательную стратегию обучения;

— образование ребёнка должно определяться в первую очередь индивидуальными интересами, особенностями ребёнка, а не только школьной программой;

— в основе обучения ребёнка лежит индивидуальный план обучения и самоорганизация с учётом индивидуальных психофизиологических параметров;

— главное не оценки, главное — сохранение интереса к знаниям;

— семейное образование опирается на способность ученика к самостоятельному поиску и усваиванию информации.

Эта форма обучения набирает всё больше признания и популярности, появляется всё больше школ, охотно участвующих в процессе подготовки и сдачи аттестаций. Проводятся фестивали, семинары, конференции. Появляются центры поддержки семейного образования. Так называемые «семейные школы» готовят детей к сдаче аттестаций, обучая их по тем программам, на которые согласились родители учеников.

В то же время многие родители берут на себя полностью образование своих детей. Они активно используют не только ресурсы своей семьи — учат сами, но и пользуются услугами репетиторов и преподавателей «семейных школ», онлайн сервисами, дополнительной литературой.

Семейное образование часто используется как официальная форма получения образования при зачислении ребёнка в различные альтернативные (в том числе частные) школы. Например, в школы Монтессори, вальдорфские школы, где дети фактически обучаются, а форма обучения носит формальный характер для прохождения аттестаций.

В любом случае, если вы решили, что вашему ребёнку традиционная школа принесёт больше вреда, чем пользы, то вам и решать дальнейший алгоритм действий. Семейное образование требует весьма серьёзных инвестиций. Финансовых во вторую очередь, в первую — моральных плюс время. Организовать день и образовательный процесс, и для родителей, и для ребёнка не просто. Особенно, когда не знаешь с чего начать и к чему в итоге нужно прийти. Мы подобрали ресурсы, которые помогут вам сориентироваться в этом поле деятельности и выбрать верную навигацию.

1. https://www.hss.center

ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЦПСО) помогает семьям, выбравшим альтернативный путь получения среднего образования для своих детей. С помощью этого ресурса вы можете прикрепиться к школе и получить возможность прохождения ежегодных промежуточных аттестаций в режиме онлайн. Центр организовали родители «семейники», знающие суть вопроса не в теории, а на практике. В центре можно получать разного рода консультации, а также участвовать в вебинарах и лекциях по семейному образованию.

2. http://arsorf.ru

АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АРСО) предоставляет консультации, агентское сопровождение, проводит семинары, тренинги, фестивали.

Президент Ассоциации развития семейного образования — АРСО, основатель проекта «Альтернативное образование в России», организатор фестиваля семейного образования » Весь мир-наша школа», конференции «Демократические школы. Воспитание свободой», автор книг по методикам семейного образования, спикер, ведущий семинаров и тренингов по семейному образованию, папа трёх детей -хоумскулеров — Алексей Семёнычев.

3. http://semeynoe.com

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первый журнал о внешкольном образовании в России. Хоумскулинг, анскулинг, альтернативные школы, индивидуальный учебный план, заочная и очно-заочная форма обучения в школе. Новости, мероприятия, карта альтернативных школ в Москве, ряде российских городов и за рубежом.

4. http://freeedu.ru/modx/

СВОБОДА В ОБРАЗОВАНИИ — домашнее обучение в России и во всём мире. Сайт создан для распространения информации о домашнем образовании, всех видов альтернативных форм образования, практикующихся в мире. Цель сайта — создание площадки для общения и обмена опытом, также просвещение в вопросах теории и практики обучения в семье.

«Основной упор мы делаем на свободное образование — то образование, которое идет от ребенка, учитывает и ставит во главу угла его интересы, помыслы, увлечения, выбранную им самим будущую профессиональную деятельность или хобби.»

5. https://interneturok.ru

Платформа для обучения. Содержит уроки школьной программы за все классы, по основным школьным учебникам. Уроки предлагаются в виде конспектов, видео, тестах и тренажерах. Эту платформу можно использовать и как дублирующую, например, когда ребенок долго болеет и не может посещать школу. Можно использовать и с полноценным прикреплением, как дистанционное образование. Очень удобный ресурс.

6. https://www.youtube.com/channel/UCWcZz4hOVcrPIcUYNoqsRTQ

Видеоуроки по школьной программе с 1 по 11 класс. Официальный канал проекта InternetUrok.ru. 4500 видеоуроков, более 12 тыс конспектов, тестов и тренажеров. Все материалы мы в проекте InternetUrok.ru создавали с 2010 года при участии лучших учителей Санкт-Петербурга и Москвы. Коллекция постоянно совершенствуется и пополняется.

Название видео

Название видео

Семейное образование: законы и правила

Оказывается, каждый родитель может стать учителем своего ребенка, при этом еще и получая зарплату от государства. При хорошей родительской фантазии урок биологии можно провести в Ботаническом саду, а математикой заниматься на скамейке в парке. Осталось только выбрать: семейное образование, экстернат или самообразование. Чем отличаются вышеупомянутые виды внешкольного образования, и что нужно делать, чтобы такое образование «засчитывалось» наравне с классическим школьным?

  1. Возможно с любого класса, к занятиям в школе можно вернуться в любой момент.

  2. После подписания соответствующего заявления директором (при условии, что данная форма обозначена в уставе учебного заведения), необходимо заключить с администрацией школы юридический договор, согласно которому на время обучения в семье ребенок сможет пользоваться необходимой литературой из школьной библиотеки, обращаться за методической помощью и консультациями учителей. Так же ознакомиться с Федеральным Законом «Об образовании» и Примерным положением «О получении образования в семье».

  3. Лица, занимающиеся образованием ребенка, имеют право на «учительскую зарплату». Однако процесс ее выплаты не отработан, и, порой, занимает гораздо больше времени, нежели она того стоит. Чтобы прикинуть примерную сумму, складываются зарплаты всех учителей и делятся на количество учащихся.

  4. В следующий класс ребенок будет переводиться по итогам ежегодной аттестации (сдачи контрольных точек). 9 и 11-классники проходят итоговую аттестацию в форме экзаменов, после чего получают документ государственного образца о соответствующем образовании и, если заслужили, медали.

  5. Контроль за обучением остается за школой, и если ребенок не усваивает программу, администрация учебного заведения вправе расторгнуть договор с его родителями.

  6. Спорные вопросы следует начинать решать в местном органе управления образования.

Самостоятельная, зачастую ускоренная форма получения образования.

  1. Экстернат возможен с любого класса, в любой момент может вернуться к занятиям в школе.

  2. Издержки родителей на образование ребенка государство не компенсирует.

  3. Экстерн имеет право на получение двухчасовой консультации перед каждым экзаменом.

  4. Может пользоваться литературой из библиотеки той школы, к которой прикреплен.

  5. Эта же школа будет принимать экзамены, переводить из класса в класс.

  6. Экзаменуется ребенок по всем основным предметам.

  7. Максимальное ежегодное количество экзаменов — 12.

  8. Сдавать экзамены можно за три года вперед.

  9. Экстерн, не явившийся на экзамен, отчисляется автоматически.

  10. По окончании учебного года или при отчислении учащемуся выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

  11. Экстерном можно пройти итоговую аттестацию в 9-м и 11-м классах в установленные законом сроки и получить аттестат государственного образца, для этого необходимо подать заявление не менее чем за три месяца до начала экзаменационного периода.

  1. Предполагает самостоятельное изучение общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования без зачисления в образовательное учреждение.

  2. Для прохождения аттестации и получения документов об образовании зачисляется в школу в качестве экстерна в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.

Почему это все возможно? Потому что есть «Закон об образовании»! Особенно важны следующие положения этого закона:

Статья 10. Формы получения образования

  1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

  2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

  3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    И еще одна статья этого закона вам пригодится:

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

  2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования.

  3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

  4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование по семейной форме обучения. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

  5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

  6. Родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы за содержание детей в указанных учреждениях.

Оставьте комментарий