Все о недоношенных детях

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • Социальное развитие недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информацияНаблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели) Рост (см) Масса тела (гр)
28 35,9 1124
29 37,9 1381
30 37,9 1531
31 38,9 1696
32 40,4 1827
33 41,3 2018
34 43,6 2235
35 44,4 2324
36 45,3 2572
37 47,6 2771

Исходя из приведенных данных, можно рассчитать рост и вес недоношенных детей в зависимости от их хронологического возраста.

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информацияОбычно ближе к двум годам детки, рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность

  • «Читает» книги, листает их, смотрит на картинки.
  • Открывает дверь.
  • Моет и вытирает ручки.
  • Самостоятельно кушает.

Эмоции

  • Старается «помогать» родителям в домашних делах.

Теперь, руководствуясь этими параметрами, вы знаете, по каким принципам развиваются недоношенные дети. А, как известно, кто предупрежден – тот вооружен. Помните, что ваш малыш, рожденный раньше срока, как никто другой требует к себе внимания и заботы. Поэтому рекомендуем вам всегда быть начеку, и в случае, если вы отметили существенные отклонения, – обратиться за консультацией к специалисту.

  • Этап первый: выхаживание в роддоме (перинатальном центре)

    Если риск преждевременных родов велик, то лучше всего «прикрепиться» к крупному перинатальному центру, где есть отделение реанимации новорождённых. Там у вашего малыша будет больше шансов выжить и впоследствии вырасти полноценным человеком.

    • Сразу после рождения с крохой взаимодействуют только тёплыми руками, на подогреваемом пеленальном столике и заворачивают в стерильные подогретые пелёнки. Очень важно на этом этапе исключить переохлаждение.
    • Купают только тех малюток, кто весит больше двух килограммов. Первородную смазку почти не снимают, чтобы не повредить кожу.
    • Всех крох, не достигших веса двух килограммов помещают в закрытые кювезы, где для них создаются оптимальные условия, напоминающие те, в которых они находились внутриутробно.
    • Тактика ведения зависит от степени зрелости и недоношенности крохи.

    Куда и когда выпишут?

    1. Здоровых деток, набравших вес два килограмма выписывают домой.
    2. Не набравших заветной «двушки» на 7-8-е сутки отправляют в отделение патологии новорождённых, на второй этап выхаживания.
    3. Больных недоношенных детей переводят на второй этап выхаживания сразу, как только установлен диагноз и обеспечены условия для безопасной транспортировки.

    Этап второй: выхаживание в детском отделении/отделении патологии новорождённых детской больницы

    Современные отделения II этапа выхаживания недоношенных оборудованы для пребывания детей вместе с мамами. При этом в одной палате боксированного типа обычно размещаются от двух до четырёх детей. К каждой палате (реже — двум) прикреплена специальная медицинская сестра, контролирующая уход матерей за детьми и выполняющая медицинские процедуры и манипуляции.

    В конце статьи вы можете скачать упражнения пестовальной гимнастики для малыша от 6 недель и старше.

    Детки весом до 1700 г находятся в кювезах, откуда их достают (если есть разрешение неонатолога), чтобы покормить, взвесить и переодеть. На расстоянии 60-70 см от груди малышей вешают игрушку, даже если ребёночек ещё совсем слаб.

    Купают детей:

    • в возрасте после двух недель, если их вес больше 1700 граммов;
    • в возрасте после двух месяцев, если их вес достиг одного килограмма.

    Взвешивания проводят по мере необходимости, но не реже чем раз в сутки.

    Еженедельно измеряют рост и окружность головы.

    Как только станет возможным, недоношенных выкладывают почаще на животик. А при достижении массы тела в 1800 граммов начинают осуществлять массаж животика (по показаниям раньше, даже и до 1000 граммов).

    Ещё в стационаре с недоношенными детьми весом в 1700 граммов в возрасте старше двух недель начинают гулять.

    Здоровых недоношенных детей, набравших вес 1700 — 2000 г, выписывают домой. Если есть какие-либо отклонения, то оставляют в стационаре до полного выздоровления.

    Этап третий: наблюдение на дому врачом детской поликлиники

    В первые сутки после прибытия домой, ребёнка должны осмотреть медсестра и врач. Далее медсестра будет приходить дважды в неделю в течение месяца, а педиатр — ещё два раза. До полугода медсестра станет приходить еженедельно, а с полугода до года дважды в месяц.

    Медики будут следить за здоровьем и развитием недоношенного малыша, а родители обязаны сделать всё возможное для того, чтобы организовать подходящие условия для проживания крохи, отрегулировать его режим, питание, закаливающие и развивающие действия.

    Недоношенный малыш требует более мягких климатических условий. Рекомендуется:

    • температура в помещении 20-22 градуса по шкале Цельсия;
    • влажность 60-70%.

    В комнате должен быть свежий воздух, проветривания — обязательны.

    Купают кроху ежедневно, в комнате, температура воздуха в которой не ниже 22 градусов, оптимально — 26. Используют для купания подогретую до 38-39 градусов чистую воду. Купания проводят с гигиенической и общеукрепляющей целью. Вопросы закаливания в первые месяцы для недоношенных не актуальны.

    Прогулки допускаются:

    • при весе 2500 граммов в любую погоду (одежда потеплее на один слой, чем у обычных новорожденных);
    • при весе до 2500 граммов — только в тёплую погоду.

    Питание предпочтительно грудное, если оно невозможно — используют адаптированные смеси для недоношенных детей. Они более концентрированные и способствуют скорейшему набору веса и росту крохи.

    Для детей недоношенных особое значение имеют развивающие игры и занятия. Важна и постоянная тактильная близость. Их нужно часто брать на руки, а лучше — всегда носить в слинге. Так они быстрее растут и лучше развиваются.

    Закаливающие процедуры целесообразно начинать со второго полугодия жизни, если нет противопоказаний к этому.

    Для мамочек малышей, родившихся недоношенными, особенно важно установить доверительные отношения с участковым педиатром и медсестрой. Вопросов появляется много и решать их нужно при помощи специалистов, аргументированно и в соответствии с современными позициями официальной медицины.

    Если всё будет сделано правильно, спустя год-два уже никто и не вспомнит, что кроха несколько отличался от своих сверстников.

    А когда ваш малыш догнал своих сверстников по росту, весу и развитию?

    Как выхаживают недоношенных детей в роддоме?

    Как ухаживать за недоношенным и на что обратить внимание после выписки?

    Заблуждение и предубеждение завладевают большинством из нас, когда речь заходит о недоношенных детях. Мы почему-то уверены, что ребёнок, родившийся до срока, никогда уже не станет таким, как все. Да, требуются каждодневные усилия родителей и врачей, иначе беда. Но если сделано всё, то получается абсолютно нормальный человек. У кого повернётся язык назвать недоноском, к примеру, знаменитого хоккеиста Александра Рагулина.

    Репортаж Полины Крикун.

    У мальчика Тимоши детский церебральный паралич. Он родился на месяц раньше срока. Шея ребенка была обмотана пуповиной, сильнейшая внутриутробная гипоксия, которую не разглядели врачи, стала причиной недуга.

    Еще в роддоме Алексею и его жене намекнули, лучше оставить ребенка. Его уже не выходить — вылечить ДЦП очень сложно. Но они решили бороться. Сейчас собирают деньги на лечение за рубежом. Если не хватит собственных и тех, что собрали в Интернете, они даже дом продадут, но поставят Тимофея на ноги.

    Однако подобных историй единицы. В отделении для новорожденных одной из больниц Екатеринбурга каждый месяц пять-шесть малышей остаются без родителей. Как правило, взвесив все за и против, от недоношенных детей отказываются.

    Ирина Беляева, заведующая отделением для недоношенных детей научного центра здоровья детей РАМН: «Где-то к 14-18 месяцам до 40-50% этих детей имеют высокий риск инвалидизации. Это ДЦП, это умственная отсталость, слепота, глухота».

    Малютка весом чуть меньше двух килограммов, она родилась всего на шестом месяце. Мама даже не назвала дочку перед тем, как оставить ее в роддоме. Хотя шанс на то, что девочка вырастет здоровым человеком, довольно велик.

    Анжела Карпова, и.о. заведующего отделением новорожденных детской больницы №5 Екатеринбурга: «Если ребенок растет возле мамы, даже очень тяжелый, он выхаживается гораздо лучше, чем ребенок, от которого отказалась мать».

    В старину бабушки-знахарки клали недоношенного младенца в валенок, а валенок ставили на печь, в самое теплое в избе место.

    Конечно, сегодня никто никого на печь уже не кладет, а место валенка заменил кювез, инкубатор. Здесь для ребенка создаются все условия, подобные утробе матери: тишина, повышенная температура и темнота.

    Маленькая Машенька уже больше двух недель живет в таком кювезе. По трубочкам поступает питание и кислород. Для Марины рождение дочки за 10 недель до положенного срока стало огромной неожиданностью. Четверо старших детей появились на свет вовремя.

    Недоношенный не значит, больной, говорят врачи. Просто на маленьком сроке жизненно важные органы ребенка еще недоразвиты… Кого-то можно выходить, а кто-то на всю жизнь останется инвалидом.

    Тарана и Султана, едва выписавшись из больницы, сразу пошли на реабилитацию. Недоношенным детям она нужна как воздух. Массаж, плаванье, физкультура — все это, уверяют врачи, даст результат уже через год. Главное, заниматься надо с самого раннего возраста.

    Димке — пять лет. И он мечтает стать футболистом или летчиком. По всем показателям пройдет, уверена мама. Здоровый, закаленный. Но когда малыш появился на свет, он был на волосок от смерти. Настя родила двойню на полтора месяца раньше срока. Один ребенок родился мертвым. Второго с трудом выходили в реанимации.

    Тогда врач сказал Насте, чаще выживают дети, которых ждут и любят. И девушка поверила. Вскоре маленького Димку выписали домой. Сейчас он ни в чем не уступает сверстникам. И уже точно можно сказать, последствия недоношенной беременности на этом мальчугане уже не скажутся.

    Ведущий: Об особенностях детей, которые пришли в этот мир не совсем естественным путем, слегка поторопились или чуть-чуть запоздали, мы поговорим с доктором медицинских наук, руководителем коррекционного центра НИИ педиатрии Еленой Кичищян. Раньше к недоношенным детям относились как к однозначно ущербным. Антибиотики им давали. В чем была ошибка?

    Гость: Ну, я, во-первых, возражаю против слова «ошибка», потому что сразу скажем, что недоношенность не является физиологическим состоянием. Но в любом случае он появляется на свет с органами системы, которые не готовы к функционированию. И поэтому у него колоссальный риск того, что он заболеет инфекцией, вокруг нас масса инфекций. Поэтому ему дают антибиотики, ничего в этом такого катастрофического нет.

    Ведущий: Один родился в девять месяцев, полностью созревшим, другой — в семь. Вот они от момента появления на свет развиваются одинаково?

    Гость: Нет. И об вот это должны обязательно знать родители. Незрелость недоношенных детей изменяется постепенно. Самая главная проблема — это проблема глаз. Потому что глубоко недоношенные дети, попадающие в яркую среду, в обилие кислорода, которого нет внутриутробно, сосуды глаз, если можно так сказать, сгорают. И возникает отслойка сетчатки и полная слепота. Что можно лечить в начальных стадиях. И второе, это нервная система. То есть незрелость нервной системы, которую ребенок может преодолеть, а может не преодолеть. И тогда и формируется умственная отсталость или двигательные нарушения.

    Ведущий: У недоношенных детей, повзрослевших, есть какой-то повышенный риск каких-то болезней?

    Гость: Если недоношенный ребенок прошел первые два-три года, и он прошел их под правильным наблюдением, то в принципе они ничем не отличаются. Они так же могут учиться, они так же могут заниматься спортом и так далее. У них есть некоторые особенности восприятия, которые проходят постепенно.

    Ведущий: Если делать все правильно и никаких осложнений нет, к какому возрасту пройдет отставание в развитии, все эти особенности улетучатся?

    Гость: Если ребенок родился, например, на 32-й неделе, то есть примерно 7 месяцев, то к полутора годам он может быть вполне как остальные дети. Дети же более маленькие, которые родились на 6-м, на 5-м месяце, то есть это редкие, эксклюзивные дети, они к трем годам достигают примерно своих сверстников, иногда даже чуть позже.

    Ведущий: Обратная ситуация. Проходит сорок недель беременности, а ребенок никак не хочет рождаться. В чем опасность переносить малыша?

    Гость: Перезревает плацента, которая питает ребенка, и ребенок перестает получать питательные вещества и, соответственно, у него нарушается функционирование его мозга. За это в основном волнуются. Поэтому как бы решение таково: ждут до 44, до 43 недель, и после этого обязательно стимулируют роды для того, чтобы не допустить перезревания плаценты. Ну, в принципе сама по себе переношенность значительно меньше влияет на исход развития ребенка, нежели, конечно, недоношенность.

    Ведущий: Сейчас очень модно без показаний рожать кесаревым сечением. Разрезали, достали, никаких тебе мучений. Чем это может обернуться для ребенка?

    Гость: Я скажу так. В последствиях ничем. А вот в первый период, в так называемый период адаптации ребенка, может. В любом случае, кесарево — это вынужденная мера, очень важная, нужная, но вынужденная мера. И когда выбор стоит, что не хочу испытывать боль, то это слишком эгоистично для такого процесса, как будущее родительство, я бы так сказала.

Оставьте комментарий